Проблемное поле исследований физического состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста
ˑ:
В.И. Лях – доктор педагогических наук, профессор. Место работы: Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, Москва; Московский государственный университет спорта и туризма, Москва.
Е.Н. Приступа – доктор педагогических наук, профессор. Место работы: Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, Москва.
С.П. Левушкин – доктор биологических наук, профессор. Место работы: Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, Москва; Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва.
А.И. Лаптев – кандидат педагогических наук, доцент. Место работы: Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, Москва; Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва.
Цель исследования:
Выявить проблемное поле исследований физического состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Методика и организация исследования:
Проведен анализ научной литературы, посвященной теме исследования. Оценка физического состояния детей включала изучение четырех компонентов: показателей групп здоровья, физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.
Результаты исследования и выводы:
Анализ показал, что уровень здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста вызывает обеспокоенность, так как большинство детей относятся ко второй группе здоровья. Уровень избыточной массы тела и ожирения у детей 6-10 лет составляет значительную долю. Физическая подготовленность детей снизилась за последние десятилетия, особенно в таких качествах, как скоростно-силовые, силовые способности и выносливость. Однако остаются нерешенные вопросы, требующие дальнейшего изучения.
Ключевые слова:
физическое состояние, дети дошкольного и младшего школьного возраста, обзор и анализ литературных источников.
Литература:
-
Абрамова Т.Ф. Физическое развитие и физическая подготовленность современных детей младшего возраста: нормативы оценки / Т.Ф. Абрамова. – Москва, 2023. – 378 с.
-
Абрамова Т.Ф. Унифицированные нормативы оценки показателей физической подготовленности 6-10-летних детей Российской Федерации. Методические рекомендации / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, А.В. Полуфунтикова. – М.: ФГБ ФНЦ ВНИИФК. – 2023. – 86 с.
-
Амбарцумян Н.А. Взаимозависимость показателей физической подготовленности, нормативов испытаний комплекса ГТО и временных параметров физической активности младших школьников / Н.А. Амбарцумян, С.П. Аршинник, Г.Н. Дудка, В.И. Тхорев // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2022. – № 3. – С. 10-17.
-
Амбарцумян Н.А. Многолетняя динамика физической подготовленности детей школьного возраста города Краснодара в период с 2012 по 2022 годы / Н.А. Амбарцумян // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 6 (220). – С. 13-19.
-
Белоусова И.М. Айкидо как средство повышения адаптационных возможностей организма детей старшего дошкольного возраста / И.М. Белоусова, О.В. Хомякова, Р.А. Шитов // Современные вопросы биомедицины. – 2022. – Т. 6. – № 1 (18).
-
Блинков С.Н. Сравнительный анализ физической подготовленности сельских школьников Самарской и Ульяновской области 7-10 лет / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин, А.Н. Блеер // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 1 (203). – С. 16-24.
-
Воробьева Н.А. Управление дифференцированным физическим воспитанием детей младшего школьного возраста с разным уровнем физической подготовленности: автореф. дисс. …канд. пед. наук. – 2003. – 22 с.
-
Зотова Ф.Р. Сравнительный анализ показателей физического развития и физической подготовленности девочек и мальчиков 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой / Ф.Р. Зотова, А.Х. Алхусни, Р.Г. Хуснутдинова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2022. – Т. 10. – № 1. – С. 26-36.
-
Изаак С.И. Дошкольники: рост, развитие, индивидуальность. Монография / С.И. Изаак, Т.В. Панасюк, Е.М. Комисарова. – М.: СПб, Ардон, 2005. – 209 с.
-
Каранец Е.М. Индивидуально-дифференцированный подход при проведении диагностики физической подготовленности детей дошкольного возраста / Е.М. Каранец, Н.Э. Власенко // Вестник Сургутского гос. пед. университета. – 2022. – № 1 (76). – С. 135-142.
-
Логвина Т.Ю. Динамика физической подготовленности детей 5-6 лет, занимающихся детским фитнесом / Т.Ю. Логвина, Н.В. Клочко // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры. – 2021. – № 24. – С. 241-246.
-
Левушкин С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы / С.П. Левушкин. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2006. – 232 с.
-
Левушкин С.П. Мониторинг физического состояния школьников / С.П. Левушкин, Р. И. Платонова, М. Д. Гуляев, И. И. Готовцев. – М.: Советский спорт, 2012. – 168 с.
-
Лях В.И. Связь недостаточной, избыточной, нормальной массы тела и ожирения с физической подготовленностью учащейся молодежи (обзор зарубежных исследований) / В.И. Лях, С.Г. Сейранов, С.П. Левушкин, И.Ю. Михута // Психология и педагогика спортивной деятельности. – 2022. – № 2 (62). – С. 12-20.
-
Лях В.И. Тенденции изменений в кондиционно-моторной сфере в XX веке и двух десятилетиях XXI (обзор) / В.И. Лях, Д. Герчук, И.Ю. Михута // Новые исследования по возрастной физиологии. – 2020. – № 4. – С. 151-168.
-
Лях В.И. Тенденции изменения психического развития и координационных способностей молодежи в XX веке и двух десятилетиях XXI века (обзор) / В.И. Лях // Наука и спорт: современные тенденции. – 2021. – №2. – С. 82-92.