Физическая культура для детей с расстройством аутистического спектра в образовательной организации
ˑ:
Е.М. Голикова – доктор педагогических наук, доцент. Место работы: Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург.
Т.А. Ботагариев – доктор педагогических наук, профессор. Место работы: Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, Актобе.
С.С. Кубиева – кандидат педагогических наук, доцент. Место работы: Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, Актобе.
Н.О. Отетенов – место работы: Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, Актобе.
Цель исследования:
Выявить специфику организации физкультурно-спортивной деятельности для детей с расстройством аутистического спектра в образовательной организации.
Методика и организация исследования:
Проведен анализ и обобщение реализации физкультурно-спортивной деятельности для детей с расстройством аутистического спектра. В исследовании приняли участие дети 9-10 лет, посещающие образовательные организации как в специальных (коррекционных) школах, так и общеобразовательных.
Результаты исследования и выводы:
Результаты тестирования показали, что дети с расстройством аутистического спектра, занимающиеся физической культурой, демонстрируют лучшие результаты в социально-коммуникативном взаимодействии и социально-бытовой самостоятельности. Экспериментальная группа показала значительное улучшение физической подготовленности по сравнению с контрольной группой. У девочек улучшение составило от 7% до 30%, у мальчиков – от 9% до 28%.
Ключевые слова:
физическая культура, дети, расстройство аутистического спектра.
Литература:
-
Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; пер. с англ. Юлии Даре. – 5-е изд. – М.: Теревинф, 2011. – 272 с.
-
Геслак Д. Адаптивная физкультура для детей с аутизмом : Методические основы и базовый комплекс упражнений для увеличения физической активности детей и подростков с РАС / Дэвид С. Геслак; пер. с англ. У. Жарниковой; предисл. С. Шора. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2019. – 192 с.
-
Гилязетдинова Е.М. Обзор исследований о физическом воспитании детей с аутизмом / Е.М. Гилязетдинова // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. – 2023. – Т. 3. – № 1. – С. 50–55.
-
Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л.В. Шапковой. Москва: Советский спорт, 2003. 464 с.
-
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта / Е.А. Янушко. – М.: Теревинф, 2018. – 128 с.