Система ценностных ориентаций студенческой молодежи в формировании культуры здорового образа жизни
ˑ:
Т.Н. Шутова – кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва.
Л.В. Зенина – кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва.
Н.Н. Горскина – Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва.
Д.В. Артамонов – Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва.
Цель исследования:
Выявление системы ценностных ориентаций студенческой молодежи и дальнейшее планирование комплекса мер по формированию культуры здорового образа жизни (ЗОЖ) в вузе.
Методика и организация исследования:
В анкетировании по методике М. Рокича (ранжирование терминальных и инструментальных ценностей от 1 до 18) приняли участие 441 обучающийся РЭУ им. Г.В. Плеханова (г. Москва) в возрасте от 17 до 25 лет (303 девушки и 133 юноши). Для обработки результатов использовалась компьютерная программа Jamovi с открытым исходным кодом для анализа данных и выполнения статистических тестов.
Результаты исследования и выводы:
Первое место в системе ценностных ориентаций занимает категория «здоровье». У студентов, занимающихся физической культурой и спортом, выше ценность «активной деятельной жизни». Прагматичные ценности вошли в группу первых семи самых значимых мировоззренческих позиций. Достоверных различий в ценностных ориентациях юношей и девушек, а также между студентами разных курсов не выявлено. Исследование выявило три кластера обучающихся с разными жизненными приоритетами: «Стремящиеся к безопасности, коллективность, прагматики», «Созерцатели, индивидуалисты, стремящиеся к активной деятельности» и «Искатели, академики, стремящиеся к свободе».
Ключевые слова:
ценностные ориентации, студенты, физическая культура и спорт, методика М. Рокича, здоровый образ жизни, кластерный анализ.
Литература:
-
Афонюшкин О.С. Педагогические условия воспитания здорового образа жизни молодежи в учреждениях культуры: личностно-ориентированный подход: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / О.С. Афонюшкин. – Москва, 2017. – 25 с.
-
Белькова М.В. Взаимодействие учреждений культуры и фитнес-клубов в процессе воспитания ЗОЖ молодежи: деятельностный подход: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / М.В. Белькова. – Москва, 2017. – 24 с.
-
Деминцева О.А. Формирование готовности студентов к здоровому образу жизни средствами фитнес-технологий: дис. … канд. пед. наук: 5.8.1. / О.А. Деминцева. – Йошкар-Ола, 2022. – 208 с.
-
Жупник О.Н. Тренды ценностных ориентаций студенческой молодежи: автореферат дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / О.Н. Жупник. – Симферополь, 2018. – 20 с.
-
Лощаков А.М. Психолого-педагогическое сопровождение формирования культуры здоровья студентов вузов : автореферат дис. … докт. психол. наук: 19.00.07 / А.М. Лощаков. – Москва, 2021. – 45 с.
-
Рожкова Л.В. Семейные ценности современной молодежи / Л.В. Рожкова, А.Ш. Дубина // Известия Саратовского университета. Социология. Политология, 2023(2), 138–142. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-2-138-142 (дата обращения: 08.08.2024).
-
Самарин А.В. Здоровьеформирующая среда вуза в культуре здоровья студенческой молодежи: автореферат дис. … канд. социол. наук: 22.00.06 / А.В. Самарин. – Тюмень, 2021. – 34 с.
-
Сироткина О.В. Социально-педагогическое обеспечение формирования ценностного отношения к здоровью современных студентов: дис. … канд. пед. наук: 5.8.7. / О.В. Сироткина. – Казань, 2022. – 199 с.
-
Фетисов А.С. Педагогическая концепция формирования профессиональных качеств педагога в контексте здоровьесберегающей образовательной среды (система повышения квалификации): дис. … докт. пед. наук 13.0.08 / А.С. Фетисов. – Воронеж, 2019. – 455 с.
-
Цакаева Х.Б. Педагогическое содействие студентам университета в формировании ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Х.Б. Цакаева. – Грозный, 2021. –27 с.