Ценности и лидерство как факторы просоциального поведения будущих руководителей организаций спортивной направленности

ˑ: 

Т.Н. Владимирова – доктор педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет, Москва.

Н.В. Тамарская – доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, Москва.

С.Б. Серякова – доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, Москва.

И.С. Новикова – Московский педагогический государственный университет, Москва.

Цель исследования:
Выявление содержания, степени развития лидерских качеств и иерархии жизненных ценностей будущих руководителей организаций спортивной направленности как одних из ведущих факторов развития их просоциальной активности.

Методика и организация исследования:
Исследование проведено на базе ФГБОУ ВО «МПГУ» в Институте физической культуры, спорта и здоровья среди студентов магистратуры. Использованы методики: «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов, 2001), «Диагностика лидерских способностей» (Р.В. Немов, 2001), «Самооценка лидерского стиля» (Т.В. Бендас, 2006), методика исследования просоциального поведения (Д.В. Сочивко, 2019).

Результаты исследования и выводы:
Выявлено, что чем выше степень выраженности лидерских качеств студентов, тем выше склонность к проявлению эмпатии и альтруизма как форм просоциального поведения. Чем ниже испытуемые оценивают жизненную ценность материальной обеспеченности, тем выше их склонность к проявлению нарциссизма и социальной тревожности. Чем выше студенты оценивают свои лидерские способности в деловом лидерском стиле, тем выше склонность к манипулятивному поведению.

Ключевые слова:
профессиональная подготовка будущих руководителей организаций спортивной направленности, просоциальное поведение, лидерство, ценностные ориентации.

Литература:

  1. Колосков И.А. Современные подходы к теории лидерства / И.А. Колосков // Вестник РМАТ. – 2015. – № 3. – С. 51-57.

  2. Лубышева Л.И. Политизация спорта как новая социальная реальность / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 4. – С. 101. – EDN EHXSCA.

  3. Максвелл Д. Воспитай в себе лидера / Д. Максвелл; пер. с англ. Г.И. Левитан. Минск: Попурри, 2005. – 400 с.

  4. Новикова И.С. Педагогические условия формирования ценностно-смысловой профессиональной Я-концепции студентов педагогического университета / И.С. Новикова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромышленного флота: психолого-педагогические науки. – 2023. – № 4 (66). – С. 89-101.

  5. Педагогический поиск / под ред. М.Н. Скаткина; сост. И.Н. Баженова. Москва: Педагогика, 1987. – 544 с.

  6. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

  7. Тамарская Н.В. Формирование управленческой культуры педагога в процессе непрерывной профессиональной подготовки / Н.В. Тамарская, Калинингр. гос. ун-т. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 159 с.

  8. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Ленинград, 1960. с. 152.