Влияние футбольных клубов на формирование приверженности болельщиков

ˑ: 

И.А. Благих – доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург.

И.Ю. Швец – доктор экономических наук, профессор, Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова Российской академии наук (ИПУ РАН), Москва.

Ю.Ю. Швец – кандидат экономических наук, доцент, Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова Российской академии наук (ИПУ РАН), Москва.

И.И. Малюшин – кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург.

Цель исследования:
Провести анализ целевой аудитории футбола и влияние роли футбольных клубов на формирование приверженности болельщиков через слияние идентичности, формирование ценностей и групповых событий.

Методика и организация исследования:
Объектом исследования является целевая аудитория футбола. Использованы методы теоретического анализа, включая анализ исследований, посвященных формированию лояльности потребителей, развития и управления спортивной инфраструктуры, а также нормативно-правовых документов. Проведен опрос среди студенческой аудитории Москвы и Санкт-Петербурга с использованием Yandex Forms.

Результаты исследования и выводы:
Предложена модель мероприятий, которая осуществляется на трех уровнях и состоит из двух программ: базовой и перспективной. На уровне клуба: организация бесплатной раздачи билетов на тестовые игры, запуск системы лояльности, развитие мобильных приложений, CRM-систем, кейтеринга, мерчендайзинга и парковки, создание тематического футбольного парка и налаживание работы клубного магазина. На уровне лиги: составление удобного расписания матчей, улучшение имиджа стадиона и болельщиков. На региональном уровне: проведение развлекательных мероприятий и концертов на стадионах вне футбольного сезона, открытие гостиниц и торговых центров на территориях арен, организация транспортной доступности стадиона.

Ключевые слова:
целевая аудитория, болельщик, футбольный клуб, идентичность, ценность, события, спортивная инфраструктура.

Литература:

  1. Малышев Г.А. Формирование направлений инновационного развития спортивной инфраструктуры: автореф. дис… канд. эконом. наук / Г. А. Малышев. – М., 2010. – 25 с.

  2. Пшеничников А.Ф. Агломерационные процессы в развитии спортивной инфраструктуры регионов / А.Ф. Пшеничников, В.И. Григорьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лестафта. – 2018. – № 4. – С. 287–291.

  3. Рамазанов Ш.М. Управление элементами футбольной инфраструктуры после чемпионата мира 2018: зарубежный опыт и российские перспективы / Ш.М. Рамазанов // Управление. – 2018. – № 2 – (20).

  4. Тимхияна А.И. Эксплуатация спортивных объектов после проведения мегасобытий: зарубежный опыт и российские перспективы / А.И. Тимхияна // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. – 2019. – № 3. – С. 526-534.

  5. Швец Ю.Ю. Формирование механизмов устойчивого инновационного развития сферы услуг / Ю.Ю. Швец, И.Ю. Швец. – М.: КноРус, 2022. – 330 с.

  6. Newson M., Buhrmester M., Whitehouse H. Explaining Lifelong Loyalty: The Role of Identity Fusion and Self-Shaping Group Events. 2016. 11(8).