Духовно-нравственное развитие дошкольников и младших школьников в процессе совместных занятий спортом с пожилыми людьми

ˑ: 

А.Н. Пронина – доктор педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец.

Т.П. Будякова – кандидат психологических наук, доцент, Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец.

Цель исследования:
Выявление особенностей влияния на развитие личности дошкольника и младшего школьника совместных занятий спортом с пожилыми людьми.

Методика и организация исследования:
Использовалось включенное наблюдение в ходе совместных тренировок разновозрастных спортсменов и благотворительного турнира по настольному теннису «Стальное дерево-2024». Участниками исследования выступили 23 человека, из них 14 пенсионеров и девять дошкольников и младших школьников. В качестве элементов наблюдения были выбраны четыре показателя: взаимопомощь; взаимоподдержка; проявление уважения; выражение благодарности.

Результаты исследования и выводы:
Установлено, что в совместных тренировках и соревнованиях были проявлены позитивные поведенческие реакции у дошкольников и младших школьников как по отношению к сверстникам, так и в отношении пожилых участников тренировок, однако в отношении пожилых людей они были выражены в большей степени. Не было выявлено элементов возрастной дискриминации, типично фиксируемым по отношению к пожилым людям в социуме. Критериями уважения стали спортивные результаты и спортивный опыт пожилых участников соревнований. Возрастной аспект проявлялся только по отношению к детям со стороны взрослых участников, которые стремились поддержать маленьких спортсменов морально. В ответ наблюдалось проявление не только уважения, но и благодарности, что стимулировало духовно-нравственное развитие детей.

Ключевые слова:
духовно-нравственное развитие, настольный теннис, соревнования, тренировки, пожилой возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст.

Литература:

  1. Акопян Л.С., Керзил Д. Восприятие детьми людей пожилого возраста: кросс-культурное исследование / Л.С. Акопян, Д. Керзил // Мир психологии. – 2016. – № 3 (87). – С. 190-197.

  2. Aminu A.O., Torrance N., Grant A., Kydd A. Is age discrimination a risk factor for frailty progression and frailty development among older adults? A prospective cohort analysis of the English Longitudinal Study of Ageing. Archives of Gerontology and Geriatrics. 2024. Vol. 118. March. pp. 105-282.

  3. Best J.R. Effects of physical activity on children’s executive function: Contributions of experimental research on aerobic exercise. Developmental Review. 2010. Vol. 30. No 4. pp. 331-351.

  4. Desouza J.M., Chakraborty A., Kamath N. Intergenerational communication and elderly well-being. Clinical Epidemiology and Global Health. 2023. Vol. 20. March–April. pp. 101-251.