Сила воли как один из механизмов регуляции доминанты академика А.А. Ухтомского у студентов-спортсменов
ˑ:
В.Н. Ананьев – доктор медицинских наук, профессор, Государственный научный центр институт медико-биологических проблем РАН, Москва.
Е.А. Семизоров – кандидат педагогических наук, доцент, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, Тюмень.
О.В. Ананьева – доктор медицинских наук, профессор, Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень.
С.И. Хромина – кандидат биологических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, Тюмень.
Цель исследования:
Разработка методов изучения и усиления внушением пяти составных частей силы воли у студентов-спортсменов при формировании доминанты А.А. Ухтомского.
Методика и организация исследования:
Исследование проведено среди 214 студенток-спортсменок в трех университетах Тюмени. Использовался метод внушения положительных эмоций для увеличения тонуса нервных центров мозга и силы воли. Разработан тест-опросник для оценки пяти компонентов силы воли: смелость, выдержка, настойчивость, инициативность, самостоятельность.
Результаты исследования и выводы:
После внушения положительных эмоций интенсивность проявления всех пяти компонентов силы воли увеличилась на 21%–39,6%. Средняя сумма всех пяти компонентов силы воли на одного студента до внушения составила 3,25±0,13, а после внушения – 4,21±0,005. Впервые доказано, что внушение может увеличить тонус нервных центров, регулирующих проявление силы воли.
Ключевые слова:
студентки, внушение, увеличение силы воли, доминанта А.А. Ухтомского.
Литература:
-
Ананьев В.Н., Семизоров Е.А., Ананьева О.В., Хромина С.И., Прокопьев Н.Я. Механизмы влияния силы воли спортсмена на доминирующие мотивации и рефлекс цели. – Теория и практика физической культуры, 2024. – № 1. – С. 23-24.
-
Ухтомский А.А. Доминанта. Эксклюзив: Русская классика. – М.: АСТ, 2022. – 320 с.
-
Inzlicht M. et al. Integrating Models of Self-Regulation. – Annu Rev Psychol., 2021. – №72. – P. 319-345.
-
Tang Y.Y., Tang R., Posner M.I., Gross J.J. Effortless training of attention and self-control: mechanisms and applications. – Trends Cogn Sci., 2022. – Vol. 26(7). – P. 567-577.
-
Yu H., Yang L., Tian J., Austin L., Tao Y. The Mediation Role of Self-Control in the Association of Self-Efficacy and Physical Activity in College Students. – Int J Environ Res Public Health, 2022. – Vol. 19(19). – P. 12152.