Функциональное развитие школьников Российской Федерации в постпандемийный период

ˑ: 

С.П. Левушкин – доктор биологических наук, профессор, Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, Москва.

Д.И. Сечин – кандидат биологических наук, Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, Москва.

С.В. Маркелова – доктор медицинских наук, доцент, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, Москва; Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, Москва.

Д.М. Федотов – кандидат медицинских наук, доцент, Министерство здравоохранения Камчатского края, Петропавловск-Камчатский.

Цель исследования:

Выявление отсроченных эффектов ограничительных мероприятий, вызванных COVID-19, на физическое и функциональное развитие детского населения Российской Федерации.

Методика и организация исследования:

В исследовании участвовали 3756 младших школьников в возрасте 7–11 лет из различных регионов Центрального Федерального округа России. Проводились измерения соматометрических и физиометрических показателей физического развития. Статистический анализ данных осуществлялся с использованием программного комплекса Statistica 13.0.

Результаты исследования и выводы:

Исследование не выявило статистически значимых различий в физическом развитии школьников до и после пандемии COVID-19. Показатели экскурсии правого плеча и кистевой динамометрии не показали значительных изменений. Результаты свидетельствуют об отсутствии значительного негативного влияния ограничительных мер на здоровье подрастающего поколения, однако необходимо продолжать изучение отдаленных последствий пандемии.

Ключевые слова:

младшие школьники, физическое развитие, COVID-19.

Литература:

  1. Богомолова Е.С., Лангуев К.А., Котова Н.В. Некоторые аспекты состояния здоровья учащихся в связи с применением дистанционных образовательных технологий. – Гигиена и санитария, 2022. – Т. 101. – № 3. – С. 317-322.

  2. Калининская А.А., Щепин В.О., Лазарев А.В. и др. Медико-демографическая ситуация в Москве и Российской Федерации в условиях пандемии COVID-19. – Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний, 2023. – Т. 12. – № 3. – С. 181-191.

  3. Крылова О.В., Божарова Н.А., Пивоваров Ю.П. Влияние двигательной активности на физическое развитие детей и подростков до и во время пандемии COVID-19. – Доктор.Ру, 2022. – Т. 21. – № 3. – С. 72-75.

  4. Липатова Л.Н. Пандемия COVID-19 в России: статистическая оценка прямых и косвенных демографических потерь. – Регионология, 2023. – Т. 31. – № 1 (122). – С. 107-122.

  5. Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Скоблина Н.А. Физическое развитие младших школьников Москвы и Архангельска по результатам общероссийского мониторинга. – Теория и практика физической культуры, 2022. – № 9. – С. 84-88.

  6. Маркелова С.В., Федотов Д.М., Хромова А.В. и др. Гигиеническая оценка эффективности использования дистанционных образовательных технологий в медицинском образовании. – Российский вестник гигиены, 2021. – № 1. – С. 11-14.

  7. Мирохин О.В., Ермакова Н.А., Белова Е.В. Теоретическое обоснование оценки факторов риска здоровью в условиях самоизоляции. – Анализ риска здоровью, 2021. – № 1. – С. 143-150.

  8. Рязанкина М.Ф., Потапова К.Е., Ульянова Е.А. и др. Распространенность новой коронавирусной инфекции среди детского населения. Обзор литературы. – Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России, 2021. – № 2(43). – С. 48-58.

  9. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Попов В.И. и др. От традиционного к дистанционному обучению: гигиенические проблемы охраны зрения обучающихся. – Гигиена и санитария, 2021. – Т. 100. – № 4. – С. 373-379.

  10. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Попов В.И. и др. Физическое развитие детей: методические аспекты. – Москва: Научная книга, 2020. – 178 с.

  11. Ушаков И.Б., Попов В.И., Скоблина Н.А. и др. Длительность использования мобильных электронных устройств как современный фактор риска здоровью детей, подростков и молодежи. – Экология человека, 2021. – № 7. – С. 43-50.

  12. Шурыгина В.В., Костылев Д.В., Костылева Л.Н. и др. Изучение регулярной физической активности в период пандемии. – Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2020. – № 11(189). – С. 578-581.

  13. Abbas S.A., Athar S., Malmi N.Z. The Impact of the COVID-19 Pandemic on the Physical and Mental Health of School-Aged Children. – HCA Health-J. Med., 2023. – Vol. 18. – №4. – P. 223-228.

  14. Carbajal-Fazanes A., Rodríguez I.C., Silva R. et al. The Developmental Trajectory of Motor Competence of Children That Lived the COVID-19 Confinement Period: A Four-Year Follow-Up Study in Portuguese Children. – J. Funct. Morphol. Kinesiol., 2022. – Vol. 7. – 64 p.

  15. Dunton G.F., Do B., Wang S.D. Early effects of the COVID-19 pandemic on physical activity and sedentary behavior in children living in the U.S. – BMC Public Health, 2020. – Vol. 2. – 1351 p.

  16. Gil J.D.C., Vargues Aguiar P.M. Children and Adolescents during the COVID-19 Pandemic: Analysis of Some Protection Aspects of 10 Latin American and Caribbean Countries. – Port J Public Health, 2023. – Vol. 42. – № 1. – P. 26-33.

  17. Marciano L., Viswanath K., Mores e R. et al. Screen time and adolescents’ mental health before and after the COVID-19 lockdown in Switzerland: A natural experiment. – Front Psychiatry, 2022. – № 13:981881.

  18. Mulkey S.B., Beare r.C.F., Molloy E.J. Indirect effects of the COVID-19 pandemic on children relate to the child’s age and experience. – Pediatr Res., 2023. – Vol. 94. – № 5. – P. 1586-1587.

  19. den Ulf A.R., van Doorn H., Schweitzer, M. et al. The effects of the COVID-19 lockdowns on motor skill development of 6- and 7-year old children in the Netherlands: Longitudinal study. – BMC Public Health, 2023.

  20. Xiang M., Liu Y., Yamamoto S. et al. Association of Changes of lifestyle behaviors before and during the COVID-19 pandemic with mental health: a longitudinal study in children and adolescents. – Int J Behav Nutr Phys., 2022. – Vol. 19. – № 1. – 92 p.