Личностные психологические и морфофункциональные характеристики здоровья первокурсников в аспекте теоретического анализа

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент К.В. Сухинина1
О.А. Бурыкина2
А.А. Малёванный3
О.Ю. Александрович4

1Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск
2Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск
3Байкальский государственный университет, Иркутск
4Иркутский государственный университет, Иркутск

Цель исследования – выявить особенности проявления личностных психологических и морфофункциональных характеристик здоровья студентов-первокурсников в зависимости от пола.
Методика и организация исследования. В качестве источниковой базы послужили научные работы, размещенные в наукометрических базах: eLibrary, Scopus, WOS.
Результаты исследования и выводы. Приведены результаты исследований, посвященных особенностям показателей личностных психологических характеристик, антропометрических, морфофункциональных характеристик у студентов в зависимости от пола и состояния здоровья на начальном этапе обучения в вузе.
Показано, что у первокурсников отмечаются изменения уровня адаптивности и мотивации на достижение цели. Для обучающихся характерен недостаточный вес тела, избыточная жировая масса тела, что свидетельствует о гиподинамии и гипокинезии. Студенты 1-го курса подвержены стрессу.

Ключевые слова: психологические характеристики, морфофункциональные характеристики, здоровье, компонентный состав тела, студенты, кардиореспираторная система, вегетативная нервная система.

Литература

  1. Акыева Н.К. Анатомо-антропометрические показатели физического статуса у мужчин юношеского возраста / Н.К. Акыева и др. // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2015. – Т. 14. – № 1. – С. 87-90.
  2. Венгерова Н.Н. Биоимпедансный анализ состава тела студенток как диагностический метод проектирования физкультурно-оздоровительных мероприятий / Н.Н. Венгерова и др. // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 9. – С. 33-35.
  3. Бочарин И.В. Сравнение показателей биоимпеданса студентов специальной медицинской группы с отклонениями массы тела в зависимости от гендерного признака / И.В. Бочарин, М.С. Гурьянов, А.К. Мартусевич // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2021. – № 3 (23). – С. 39-48.
  4. Волочков А.А. Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества / А.А. Волочков // Гуманизация образования. – 2017. – № 4. – С. 18-26.
  5. Лактионова Э.Г. Динамика состава тела и двигательная активность студенток в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Э.Г. Лактионова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 3 (157). – С. 191–194.
  6. Захарова Э.Э. Анализ некоторых показателей состава тела студентов, занимающихся и не занимающихся спортом / Э.Э. Захарова // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] URL: <a href="https://scienceforum.ru/2013/article/2013008876">https://scienceforum.ru... (дата обращения: 11.08.2024 ).
  7. Кобзева Н.И. Социально-психологичекий портрет современного студента // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 4. – С. 48-57.
  8. Кортава Ж.Г. Повышение двигательной активности студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Ж.Г. Кортава и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 1 (155). – С. 126–129.
  9. Сухинина К.В. Психологические характеристики студентов-первокурсников Иркутского государственного университета // University sport and physical education: perspectives and challenges: international research conference, Ulaanbaatar, Mongolia, 2018. P.84-97.
  10. Тятенкова Н.Н. Физическое развитие и компонентный состав тела студенток в условиях пандемии / Н.Н. Тятенкова и др. // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Биология. Химия. – 2022. – Т. 8 (74). – № 2. – С. 228-235.
  11. Черевишник Н.Н. Актуальные проблемы физического развития студенческой молодежи в условиях пандемии / Н.Н. Черевишник, Н.А. Ерохина, О.Г. Гарина // Образование и проблемы развития общества. – 2021. – № 4 (17). – С. 120–125.
  12. Якимович В.С., Егорычева Е.В. Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности студенческой молодёжи с дефицитом массы тела / В.С. Якимович, Е.В. Егорычева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2012. – № 5. – С. 173–177.
  13. Sukhinina K.V. et.al. Body composition and cardiorespiratory system indices of first-and-second-year female students doing sports in special health group. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2017. No. 4. pp. 46-50. 
  14. Hulka O.V. Dynamics of spectral indexes of heart variability rate of the students with different character of the educational loading. Fiziol. Zh. 2015; 61 (4): 98–104.
  15. Rychkova L.V. et.al. Psychological, morphological and functional specifics of special health group students. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2017. No. 12.  pp. 36-39.