Профессиональная самоактуализация студенток технического вуза на основе занятий волейболом
ˑ:
К.А. Ацута1
Доктор педагогических наук, профессор Е.В. Быстрицкая1
1Московский государственный университет спорта и туризма, Москва
Цель исследования – оценка влияния участия в волейбольных командах на процесс профессиональной самоактуализации студентов технического вуза, а также выявление тех аспектов самоактуализации, которые в наибольшей степени подвержены развитию под влиянием спортивных игр.
Методика и организация исследования. В тестировании, проведенном в одном из технических вузов, приняли участие 68 студентов: 14 студентов мужской волейбольной команды, 14 студенток женской волейбольной команды и 40 обычных обучающихся, не занимающихся спортом. Для оценки уровня профессиональной самоактуализации использовались тест, созданный Эвереттом Шостром и доработанный в МГУ, включавший 14 ключевых параметров самоактуализации.
Результаты исследования и выводы. Результаты исследования указывают на то, что мужская волейбольная команда находится на более высоком уровне профессиональной самоактуализации по сравнению с женской командой и обычными студентами, что указывает на достаточное влияние спортивных игр на спортсменов. Женская команда демонстрирует заметное отставание по многим ключевым параметрам, что подчеркивает необходимость более целенаправленного подхода к развитию таких качеств, как поддержка, ценностная ориентация, самоуважение и самопринятие среди женщин, занимающихся волейболом. Улучшение этих аспектов может способствовать более полной профессиональной самореализации и более высокому уровню самоактуализации в женской команде, что в конечном итоге приведет к повышению их профессионального потенциала и личностного развития.
Ключевые слова: профессиональная самоактуализация, технический вуз, волейбол, развитие личности.
Литература
- Адамова Л.Е. Воспитательный процесс в современном вузе / Л.Е. Адамова, Л.М. Абдулова // Донской гос. аграрный ун-т. – Ростов н/Д, 2005. – 204 с.
- Булыкина Л.В. Волейбол: учебник / Л.В. Булыкина, В.П. Губа. М.: Советский спорт, 2020. – 412 с.
- Большакова О.Н. Особенности развития самоактуализации студентов / О.Н. Большакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 7. – С. 27-31.
- Головнева Е.В. К вопросу о профессиональном воспитании студентов в вузе / Е.В. Головнева, И.В. Сергиенко // Вестн. ВЭГУ. – 2012. – № 5. – С. 18-24.
- Ланских М.В. Самоактуализация личности студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки в системе ВПО / М.В. Ланских, Ю.Н. Гут, Д.Н. Сазонов // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 2. – С. 159-165.
- Лопатин Е.А. Педагогические аспекты самоактуализации студентов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Лопатин; РГУ. – Рязань, 2008. – 22 с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу; под ред. Г.А. Балла, А.В. Киричука, Д.А. Леонтьева; пер. с англ. Г. А. Балла, А.П. Попогребского. – М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. – 498 с.
- Самаль Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Самаль. – Ярославль, 2008. – 24 с.