Приоритетность индикаторов достижения профессиональных компетенций для магистрантов заочной формы обучения, осуществляющих тренерскую деятельность в каратэ
ˑ:
Кандидат педагогических наук, профессор Ю.Л. Орлов1
Аспирант Ван Хуавэй1
Доктор педагогических наук, профессор Л.Г. Рыжкова1
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
Цель исследования – оценить значимость индикаторов достижения профессиональных компетенций для магистрантов заочной формы обучения, осуществляющих тренерскую деятельность в каратэ.
Методика и организация исследования. В опросе приняли участие восемь магистрантов заочной формы обучения, которым было предложено оценить значимость каждого индикатора, ориентируясь на проблемные вопросы, с которыми они встречаются в тренерской работе.
Результаты исследования и выводы. Результаты экспертного опроса были подвергнуты анализу. Расчеты коэффициента конкордации позволили убедиться в том, что мнения экспертов были согласованы на достаточно высоком уровне (W = 0,93). Самыми высоко оцененными магистрантами индикаторами оказались ПК-1.3, ПК-2.2, ПК-3.1 и ПК-3.3. Так, по значимости индикатору ПК-1.3 (иметь опыт определения целей и задач мониторинга подготовки спортивного резерва по виду спорта) самый высокий ранг (14) определили 50,0% экспертов, и 37,5% поставили ранг 13. Также следует отметить, что самый высокий ранг был поставлен ПК-2.2 (знать модельные характеристики подготовленности спортсменов высокого класса по виду спорта), и 87,5% участников исследования выделили этот индикатор как значимый. Нельзя не отметить, что ПК-3.1 (знать современные технологии, средства и методы подготовки спортсменов высокого класса и критерии оценки эффективности подготовки) и ПК-3.3 (уметь анализировать эффективность спортивной подготовки спортсменов спортивной сборной команды) по сумме рангов оказались равны, и большая часть экспертов также указали на их значимость. Оценивая проблемные ситуации, возникающие в тренерской работе, магистранты заочной формы обучения, уже имея серьезный опыт практической деятельности, определили некоторые необходимые для них вопросы, решение которых кроется именно в выделенных ими индикаторах достижения профессиональных компетенций, позволяющих разрешать проблемные ситуации, с которыми сталкивается тренер по каратэ.
Ключевые слова: профессиональные стандарты, программа подготовки магистрантов, профессиональные компетенции, индикаторы достижения.
Литература
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 сентября 2017 г. № 947 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 49.03.04 Спорт» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями № 1456 от 26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2019 г. № 191н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель».