Актуализация экосистемы адаптивного физического воспитания обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.Б. Глазкова1, 2
Магистр О.А. Озерова1
1Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
2Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Цель исследования – научно-теоретическое обоснование целесообразности разработки экосистемы адаптивного физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья.
Методика и организация исследования. В рамках научно-теоретического подтверждения целесообразности разработки экосистемы адаптивного физического воспитания (АФВ) школьников с ОСЗ выделены целевые группы обучающихся, отнесенных к категории «лица с отклонениями в состоянии здоровья», а также проведен анализ существующего программно-методического обеспечения физического воспитания указанной категории школьников.
Результаты исследования и выводы. Проведенный анализ показал несовершенство адаптивного физического воспитания указанной категории школьников. Выявлены противоречия организационного характера (критерии деления обучающихся на группы для занятий ФУ), проблемы программно-методического обеспечения АФВ различных категорий школьников с ОСЗ (соматические нарушения, ограниченные возможности здоровья, инвалидность) и их сочетаний. Обоснована целесообразность становления экосистемы АФВ, эффективность которой будет обеспечиваться коллаборацией специалистов в области медицины, образования, спорта, общественных и родительских объединений, для создания персональной комфортной среды обучения каждого ученика.

Ключевые слова: физическая активность, школьники с отклонениями в состоянии здоровья, адаптивное физическое воспитание, допуск к занятиям физическими упражнениями, программно-методическое обеспечение.

Литература

  1. Бородулин В.А. Экосистема в сфере образования: предпосылки и тренды / В.А. Бородулин, М.Е. Анохина // Современные технологии управления, 2023. – [Электронный доступ]. – URL: https://sovman.ru/article/10101/ (дата обращения: 04.10.2024).
  2. Глазкова Г.Б. Физическое воспитание учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья на основе компетентностного подхода: монография / Г.Б. Глазкова, Л.А. Парфенова // Казань: Отечество, 2019. – 175 с.
  3. Лукша П. Почему будущее образования за экосистемами. – [Электронный доступ]. – URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/6027f56f9a794723de4d1b34 (дата обращения: 04.10.2024).
  4. Озерова О.А. Детерминанты становления и развития специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» / О.А. Озерова, Л.И. Лубышева, Л.А. Парфенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2023. – № 6. – С. 22-26.
  5. Парфенова Л.А. Оценка эффективности спортивно-видового подхода в физическом воспитании учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья / Л.А. Парфенова, Г.Б. Глазкова, Е.А. Герасимов // Человек. Спорт. Медицина, 2020. – Т. 20. – № 2. – С. 132-138.