Особенности формирования метакогнитивных умений на начальном этапе комплексной подготовки юных шахматистов
ˑ:
Е.В. Федорова1, 2
Кандидат психологических наук, доцент Л.Г. Уляева1, 2
1Московский государственный университет спорта и туризма
2Ассоциация спортивных психологов, Москва
Ключевые слова: метакогнитивные способности, метакогнитивные умения, начальный этап комплексной подготовки, юные шахматисты.
Первый этап направлен на формирование первоначальных представлений о метакогнитивных процессах, умениях и навыках. Реализуется данный этап через активную роль тренера-преподавателя шахмат, который демонстрирует на занятиях образец анализа собственных умственных действий, либо действий известных шахматистов. На этом этапе под руководством тренера юные шахматисты разрабатывают «памятку», где записаны опорные вопросы, ответы на которые и составляют алгоритм анализа собственных познавательных (умственных) действий. На втором этапе юные шахматисты с помощью стимулирующих методов предпринимают попытку анализировать ход своих рассуждений при решении конкретной учебной задачи. Третий этап – этап контроля степени усвоения юными шахматистами предложенного алгоритма анализа.
Литература
- Уляева Л.Г. Личностные ресурсы спортсменов: структура, содержание, психологические условия их реализации в детско-юношеском спорте: монография / Л.Г. Уляева. – М.: Перспектива, 2023. – 216 с.