Йога как психолого-педагогическая технология формирования здорового образа жизни студентов системы среднего профессионального образования

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Т.А. Наумова1
Доктор психологических наук, профессор А.А. Баранов1
1Удмуртский государственный университет, Ижевск

Цель исследования – разработать теоретическую модель и психолого-педагогическую технологию обучения йоге как элемента здорового образа жизни у студентов среднего профессионального образования.
Методика и организация исследования. Проводился анализ научно-методической литературы как российской, так и зарубежной, по рассматриваемой нами проблеме. Был обобщен опыт преподавания йоги, в том числе на занятиях физкультуры. Из всего разнообразия педагогических приемов и методов при занятиях йогой за основу взят сократический метод. Эксперимент проходил в два этапа – констатирующий и формирующий эксперименты.
Результаты исследования и выводы. Рассматривается влияние занятием йогой на уроках физической культурой в организации среднего специа­льного образования. Авторами статьи была разработана и апробирована модель, а на ее основе психолого-педагогическая технология. Включение в структуру занятий упражнений йоги позволило эффективнее сформировать положительное отношение (мотивацию) у студентов к здоровому образу жизни. Теоретическая модель обучения состоит их целевого, теоретико-установочного, диагностического содержательно-технологического, рефлексивного и результативного блоков. Психолого-педагогическая технология основана на активных методах обучения. Опытно-экспериментальная работа (формирующий эксперимент) показала обоснованность выдвинутой гипотезы.

Ключевые слова: учебный процесс, теоретическая модель, педагогическая технология, йога, физическая культура, среднее профессиональное образование.

Литература

  1. Айзман Р.И. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / Р.И. Айзман, Н.И. Айзман, В.Б. Рубанович и др. – Новосибирск: ООО Рекламно-издательская фирма «Новосибирск», 2009. – 98 с.
  2. Бартош Д.К. Педагогические технологии обучения и их моделирование в учебном процессе вуза / Д.К. Бартош // Проблемы современного образования. – 2017. – № 6. – C.22-239.
  3. Власова В.К. Построение объектно-ориентированных и логико-математических моделей педагогических систем / В.К. Власова, Г.И. Кирилова, В.Ю. Михайлов // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 3. – C. 66-74.
  4. Кислякова О.П. Проектирование профессионально ориентированной психолого-педагогической технологии / О.П. Кислякова, И.Ф. Афанасьева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62 (3). – C. 124-127.
  5. Кристенсен Э. Йога для всех: путь к здоровью / Э. Кристенсен. – М.: Эксмо, 2015, – 166 с.
  6. Маккол Т. Йога. Исцеляющие асаны / Т. Маккол. – М.: Эксмо, 2009, – 464 с.
  7. Оробинская О.В. Моделирование педагогического сопровождения ценностно-смыслового самоопределения студента вуза в современном образовательном процессе / О.В. Оробинская // Образование и общество. – 2015. – № 5 (94). – C. 84-87.
  8. Семенова Ю.В. Проектирование учебного процесса и педагогические технологии / Ю.В. Семенова // Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: материалы Международной научно-практической конференции / Омск. – Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2017. – C. 100-103.
  9. Талызов С.Н. Основы здорового образа жизни студента / С.Н. Талызов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2016. – № 3. – C. 16-21.
  10. Cap'n Pete's Power PE [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.capnpetespowerpe.com