Влияние занятий скандинавской ходьбой на психолого-педагогические особенности студенток неспортивных факультетов

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Стрельникова1
Кандидат биологических наук, доцент Н.В. Киселева1
Кандидат психологических наук, доцент Л.Г. Уляева2
Кандидат педагогических наук, доцент Ю.И. Дудкина2
1Вятский государственный университет, Киров
2Московский государственный университет спорта и туризма, Москва

Цель исследования – оценить влияние занятий по скандинавской ходьбе на психолого-педагогические особенности студенток неспортивных факультетов.
Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 60 первокурсниц неспортивных факультетов BятГУ г. Кирова и МГУСиТ г. Москвы. Эксперимент проходил в парке им. Ю.А. Гагарина г. Кирова и в парке Царицыно г. Москвы в течение 7 месяцев (октябрь-апрель 2024 г.). Для оперативной оценки текущего психологического состояния занимающихся был применен «Опросник САН», психическая тревожность определялась тестом «Опросник PSM». Уровень выносливости измерялся с помощью 12-минутного теста Купера и многоступенчатого прогрессирующего теста Н.Г. Озолина (1988).
Результаты исследования и их обсуждение. В начале эксперимента результаты теста САН выявили благоприятное самочувствие всех испытуемых. Обработка и интерпретация результатов опросника PSM показала 85% психологической адаптированности, т.е. средний уровень стресса. Сравнительные результаты на начало и конец эксперимента в 12-минутном тесте Купера выявили достоверность результата (р<0,05). Многоступенчатый прогрессирующий тест Н.Г. Озолина указывал на достоверные различия при нагрузке малой и умеренной интенсивности (р<0,05). Недостоверные результаты получены при субмаксимальной нагрузке.
Скандинавская ходьба является эффективным и перспективным оздоровительным направлением для внедрения в физическое воспитание студентов неспортивных факультетов. Способствует развитию выносливости. Повышает мотивацию у студенток к посещению занятий по физической культуре для оздоровления организма.

Ключевые слова: скандинавская ходьба, психологическое состояние, психическая тревожность, выносливость, студентки неспортивных факультетов.

Литература

  1. Бородин В. В. Скандинавская ходьба: учебно-методическое пособие / В.В. Бородин и др. – Новосибирск: Изд-во: НГТУ, 2018. – 204 с.
  2. Витушкина М.С. Методология применения скандинавской ходьбы на занятиях со студентами. Основные элементы техники ходьбы [Электронный ресурс] учебно-методическое пособие / М.С. Витушкина, В.М. Щукин, Н.В. Швецова и др. // Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2023. – 55 с.
  3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Практикум по психологии / Н.Е. Водопьянова. – Издательский дом «Питер» 2013. – 338 с.
  4. Дудкина Ю.И. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов-бакалавров экскурсионной деятельности / Ю.И. Дудкина, А.Н. Рогозина // Научный вестник МГУСиТ. – 2021. – № 4 (70). – С. 100-106.
  5. Земба Е.А. Скандинавская ходьба в учебном процессе студентов: учеб. пособие / Е.А. Земба, М.Д. Кудрявцев, Т.Н. Кочеткова. – Красноярск: Сиб. гос. ун-т науки и технологий. – 2017. – 96 с.
  6. Озолин Н.Г. Молодому коллеге / Н.Г. Озолин. – Москва: Изд-во Физкультура и спорт, 1988. – 286 с.
  7. Перевозчиков Ю.С. Факторы учебной тревожности студентов / Ю.С. Перевозчиков, Л.М. Соломатина // Вопросы студенческой науки. – 2023. – № 8 (84). – С. 241–245.
  8. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Секреты известного тренера / А. Полетаева. – СПб.; Питер, 2015. – 128 с.
  9. Сосенкова С.И. Сбережение и укрепление здоровья посредством скандинавской ходьбы / С.И. Сосенкова. Методическая разработка по физической культуре. Режим доступа: http//nsportal.ru/skandinavskayakhodba.ppt (дата обращения 29.04.2024).
  10. Уляева Г.Г. Стрессоустойчивость как компонент адаптивности личности в экстремальных условиях спортивной деятельности / Г.Г. Уляева, Л.Г. Уляева, Б.Б. Раднагуруев // Экстремальная деятельности человека. – 2014. – № 1 (30). – С.70-73.