Концептуализация становления ценностей здоровья студентов вуза средствами физического воспитания

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Минникаева1
Кандидат педагогических наук С.К. Рукавишникова1
Т.И. Мельникова1
О.П. Виноградова1

1Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург

Цель исследования – разработать концептуализацию становления ценностей здоровья у студентов вуза средствами физического воспитания и теоретически обосновать ее.
Методика и организация исследования. Аналитико-синтетический обзор литературы и электронных информационных источников сети интернет, находящихся в открытом доступе. Опрос студентов 1-3-го курса (1200 студентов) Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Результаты исследования и выводы. В статье представлены результаты опроса, которые показали, что на сегодняшний день еще высок процент студентов, не считающих ценности здоровья значимыми для себя. Обзор литературы выявил закономерности, сущность становления ценностей здоровья и наиболее приемлемые подходы: гуманистический, личностно-деятельностный и биопсихосоциальный. На основании этого были определены ведущие концепты: физическое воспитание, оптимальная двигательная активность и активная жизненная позиция. Концепты стали фундаментом, на котором была построена и описана концептуализация становления ценностей здоровья средствами физического воспитания. Важным предиктором стало – отношение к студенту как субъекту, имеющему возможности для роста и саморазвития в ситуации самостоятельного выбора и ответственности за него. Педагогическое сопровождение, поощрение, принятие и поддержка стали локусами эффективного становления ценностей здоровья в процессе физического воспитания.

Ключевые слова: студенты, активная жизненная позиция, физическое воспитание в вузе.

References

  1. Kliver O.G. Zdorovye kak faktor samoaktualizatsii lichnosti: sotsialno-filosofskiy analiz [Health as a factor of self-actualization of the individual: socio-philosophical analysis]. PhD diss. Arkhangelsk, 2007. 162 p.
  2. Minnikaeva N.V. et al. Vozmozhnosti zdorovyeformirovaniya studentov sredstvami spontanno organizovannoy dvigatelnoy aktivnosti [Possibilities of students' health formation by means of spontaneously organized physical activity]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2023. No. 4. pp. 61-63.
  3. Ermakova N.A., Zagvyazinskiy V.I., Chichmarov V.M. et al. Programma «Universitet zdorovogo obraza zhizni» [The program «Healthy Lifestyle University»]. Tyumenskiy gosudarstvennyy universitet: «VektorBuk» publ., 2012. 27 p.