Афинская модель физического воспитания гражданина в философии Аристотеля

ˑ: 

Кандидат исторических наук, доцент Л.В. Баталова1
Доктор исторических наук, процессор Г.В. Мерзлякова1
Кандидат философских наук, доцент И.В. Журбина1
Кандидат исторических наук, доцент С.А. Даньшина1
1Удмуртский государственный университет, Ижевск

Цель исследования – в рассмотрении афинской модели физической подготовки в перспективе воспитания мужества как гражданской добродетели гражданина и воина.
Методика и организация исследования. Научная работа выполнена на основе метода философской герменевтики, ориентированного на интерпретацию классических текстов Аристотеля – «Политика», «Никомахова этика», «Большая этика», дополненных комментирующими работами по данной проблематике – А.Ф. Лосева, А.-И. Марру.
Результаты исследования и выводы. Показано, что афинская модель воспитания гражданина, представленная в философии Аристотеля, раскрывает мужество как гражданскую добродетель. В системе воспитания именно гимнастика способствует развитию мужества, то есть готовит юношей к исполнению гражданских обязанностей, одной из которых является обязанность быть воинами/солдатами. На всех этапах обучения (палестра, гимнасия, эфебия) гимнастика является одним из основных элементов воспитания юношей. Система обучения сочетает в себе физическую подготовку энергичных и выносливых тел с гражданской мужественностью воина.

Ключевые слова: афинская модель воспитания, умеренность, мужество, палестра, гимнасия, эфебия.

Работа выполнена в рамках финансирования государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ FEWS‑2024–0005 «Исследование и разработка методологических и теоретических подходов по формированию патриотизма и профилактике конфликтного и деструктивного поведения молодежи в условиях современного кризиса в России».

Литература

  1. Алымова Е.В. Тема мужества в этике Аристотеля / Е.В. Алымова // Verbum. – 2017. – № 19. – С. 65-77.
  2. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель; пер. с древнегреч. Н. В. Брагинской // Аристотель. Этика. – Москва: АСТ: Астрель, 2011. – С. 39-279.
  3. Аристотель. Большая этика / Аристотель; пер. с древнегреч. Т.А. Миллер // Аристотель. Этика. – Москва: АСТ: Астрель, 2011. – С. 281-360.
  4. Аристотель. Политика / Аристотель; пер. с древнегреч. С.А. Жебелева // Аристотель. Политика. – Москва: АСТ: Астрель, 2012. – С. 21-290.
  5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / А.Ф. Лосев. – Харьков: Фолио; Москва: Изд-во ACT, 2000. – 880 с.
  6. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция) / А.-И. Марру; пер. с фр. А. И. Любжина, М.А. Сокольской, А.В. Пахомовой. – Москва: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1998. – 425 с.