Концепция физического воспитания патриота-защитника государства в философии Платона

ˑ: 

Кандидат философских наук, доцент И.В. Журбина1
Кандидат исторических наук, доцент С.А. Даньшина1
Доктор исторических наук, процессор Г.В. Мерзлякова1
1Удмуртский государственный университет, Ижевск

Цель исследования – рассмотрение античной модели воспитания защитника государства в единстве мусического, гимнастического и военного направлений образования и показать значение гимнастического искусства в процессе его подготовки.
Методика и организация исследования. Данная научная работа базируется на методе философской герменевтики, позволяющем на основе современной интерпретации классических трудов Платона «Государство» и «Законы» представить фигуру патриота-защитника в категориях: «атлет» – «воин» – «герой», демонстрирующих единство мусического, гимнастического и военного воспитания.
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что в концепции Платона единство системы воспитания защитников государства обеспечивает гимнастическое искусство, устанавливающее взаимосвязь между мусической и военной системами подготовки. Мусическое и гимнастическое обучение формируют образ атлета, обладающего мужественной душой, воспитанной поэзией, песнопениями о героях, и физически развитым телом, сила, скорость и выносливость которого демонстрируется в процессе спортивных состязаний. Гимнастическое и военное обучение создают образ воина, у которого наравне с искусным владением оружием присутствует спартанская стойкость духа (мужество, храбрость, отвага) и чувство патриотизма. Идеальный образ защитника государства воплощает собой герой, овеянный славой, он служит образцом для подражания. В мусическом воспитании Платон рекомендует использовать мифы, поэтические произведения и песнопения, которые изображают человеческую стойкость и мужество, воспитывающие дух гражданина-воина.

Ключевые слова: мусическое искусство, гимнастическое искусство, военное искусство, атлет, воин, патриот, герой.

Работа выполнена в рамках финансирования государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ FEWS‑2024–0005 «Исследование и разработка методологических и теоретических подходов по формированию патриотизма и профилактике конфликтного и деструктивного поведения молодежи в условиях современного кризиса в России».

Литература

  1. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) / В. Йегер; перевод с нем. M.H. Ботвинника. – Москва: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1997. – Т. 2. – 336 с.
  2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика / А.Ф. Лосев. – Харьков: Фолио; М.: Изд-во ACT, 2000. – 624 с.
  3. Платон. Государство, или О справедливости / Платон; пер. с древнегреч. А. Н. Егунова // Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. – Москва: АЛЬФА-КНИГА, 2016. – С. 748-970.
  4. Платон. Законы, или О законодательстве / Платон; пер. с древнегреч. А. Н. Егунова // Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. – Москва: АЛЬФА-КНИГА, 2016. – С. 1036-1261.
  5. Рунг Э. В. Понятие «патриотизм» и его древнегреческие коннотации // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2013. – Т. 2. – № 40. – С. 304-314.