Взаимосвязь внутренней картины здоровья и особенностей кардиорегуляции у занимающихся и не занимающихся плаванием

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент А.В. Добрин1
Кандидат психологических наук, доцент О.Е. Ельникова1
Аспирант Н.С. Рогова1
1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Цель исследования – выявить особенности взаимосвязи внутренней картины здоровья и регуляции сердечного ритма детей старшего дошкольного возраста, посещающих секцию по плаванию и не посещающих спортивных секций.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли учас­тие 44 испытуемых старшего дошкольного возраста (средний возраст 6,29±0,7 года). Выявление особенностей внутренней картины здоровья проводилось при помощи методик: «Экспресс-диагностика ребенка», Опросник «Отношение к здоровью». Исследование особенностей вариабельности кардиоритма проводилось при помощи программно-аппаратного комплекса «ОМЕГА-М».
Результаты исследования и выводы. Особенности внутренней картины здоровья различаются у детей, посещающих и не посещающих секцию по плаванью, причем дети, которые посещают секцию, демонстрируют более низкий уровень ВКЗ, по сравнению со своими сверстниками, которые не посещают секцию. Уровень ВКЗ связан с особенностями вариабельности кардиоритма, при этом у дошкольников, посещающих секцию по плаванью, в процессе беседы о здоровье обнаружено повышение активности симпатического отдела АНС в процессе кардиорегуляции, что свидетельствует об умеренном напряжении регуляторных систем организма.

Ключевые слова: внутренняя картина здоровья, вариабельность кардиоритма, автономная нервная система, дошкольники.

Благодарности. Авторы выражают благодарность ректору ЕГУ им. И.А. Бунина за финансовую поддержку настоящего исследования.

Литература

  1. Александров С.Г. Влияние занятий оздоровительным плаванием на физическое развитие и двигательную подготовленность дошкольников 5-7 лет / С. Г. Александров, Д.В. Белинский, А.В. Махонина // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 2 (51). – С. 361–368.
  2. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма: физиологические основы и основные методы проведения / Р.М. Баевский, А.Г. Черникова // Cardiometry. – 2017. – № 10. – С. 66–76.
  3. Морозова М.А. Влияние занятий оздоровительным плаванием на показатели кардиореспираторной системы детей с тяжелыми нарушениями развития / М.А. Морозова, О.В. Анфилатова, Л.Н. Подрезова, А.А. Ердякова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 5. – С. 10-14.
  4. Ерохин А.Н. Двигательная активность и функциональное состояние вегетативной нервной системы / А.Н. Ерохин, A.B. Грязных, Ю.С. Менщикова // Человек. Спорт. Медицина. – 2005. – № 1 (4 (44)). – С. 341-343.
  5. Николаева Е.И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада / Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарна. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 240 с.
  6. Руслякова Е.Е. Отношение к здоровью и внутренняя картина здоровья школьников / Е.Е. Руслякова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2015. – № 3. – С. 43.
  7. Tiwari R., Kumar R., Malik S., Raj T., Kumar P. Analysis of Heart Rate Variability and Implication of Different Factors on Heart Rate Variability. Curr Cardiol Rev. 2021. No. 17(5). e160721189770.
  8. Pirjol I., Oravitan M., Monea D. A review on the influence of swimming on posture deficiencies. Studia Universitatis Babeş-Bolyai Educatio Artis Gymnasticae. 2023. No. 68. рр. 63-76.