Концептуальные подходы в спортивной педагогике зарубежной школы в аспекте ситуаций риска и приключений

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Е. Соловьев1
Доктор психологических наук, профессор А.А. Баранов1
1Удмуртский государственный университет, Ижевск

Цель исследования – рассмотреть основные концептуальные подходы в спортивной педагогике зарубежной школы в аспекте ситуаций риска и приключений.
Методика и организация исследования. Для достижения цели исследования использовались следующие методы: теоретический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической, литературы; сравнительно-сопоставительный анализ ведущих понятий; изучение, обобщение и теоретическое осмысление передового опыта зарубежных ученых.
Результаты исследования и выводы. Проведен анализ основных концептуальных подходов рассмотрения приключения и риска как аспектов школьного спорта за рубежом. Показано, что приключение и риск имеет педагогическое измерение, а также достаточный образовательный потенциал для физического воспитания. На основе анализа зарубежных концепций спортивной дидактики доказывается, рискованные ситуации влияют на различные процессы развития личности.

Ключевые слова: педагогика и психология переживаний, приключение, риск, воспитание смелости.

Литература

  1. Михль В. Педагогика переживания / В. Михль. – М: УРСС, Книжный дом «Либроком», 2014. – 200 с.
  2. Соловьев Г.Е. Педагогика переживаний / Г.Е. Соловьев // Монография. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2022. – 160 с.
  3. Соловьев Г.Е. Приключенческое образование в контексте социальной работы с молодежью в Германии / Г.Е. Соловьев // Отечественный журнал социальной работы. – 2023. – № 4. – С. 170-181.
  4. Hubner H. Mit Bewegungsrisiken umgehen können – eine pädagogische Perspektive für den Schulsport? Kottmann L.,Kupper D. (Hrsg.) Sportpadagogik zwischen Kontinuitat und Innovation. Schorndorf: Hofmann, 1999. pp. 104-118.
  5. Michl W., Fengler J. 500 Stichwörter zur Erlebnispädagogik. Beltz: Juventa, 2023. 241 p.
  6. Neumann P. Das Wagnis im Sport. Grundlagen und pädagogische Forderungen.Schorndorf: Hofmann, 1999. 184 p.
  7. Neumann P. If life gets boring – risk it! Zur pädagogischen Ambivalenz wagnissportlicher Aktivitäten. Gissel N., Schwier J. (Hrsg.)Abenteuer, Erlebnis und Wagnis – Perspektiven für den Sport in Schule und Verein? Hamburg: Czwalina, 2003. pp. 25-34.
  8. Olufemi С., Lehmann К. Vom Schulsport lernen! Potenziale pädagogisch‐didaktischer Ansätze für den Spitzensport. Schneider А. (Hrsg.) Sport im Spannungsfeld zwischen Medien und Psychologie, Angewandte Forschung im Sport. Wiesbaden: Springer Fachmedien, 2016. pp. 176-200.
  9. Pfitzner M. Das Risiko im Schulsport. Analysen zur Ambivalenz schulsportlicher Handlungen und Folgerungen für die Sicherheitsförderung in den Sportspielen. Münster: Lit, 2001. 337 p.
  10. Schleske W. Abenteuer, Wagnis, Risiko im Sport. Struktur und Bedeutung aus pädagogischer Sicht.Schorndorf: Hofmann, 1977. 168 p.