Алгоритм соотношения неэффективных интеллектуально-двигательных операций и технических приемов дзюдоиста

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
Е.А. Кабанова1

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Ермаков2
Доктор педагогических наук, профессор С.Б. Серякова1
1Московский педагогический государственный университет, Москва
2Тульский государственный университет, Тула

Цель исследования – выявить наличие алгоритма в соотношении причинно-следственных связей, обуславливающих вероятностное закрепление неэффективных интеллектуально-двигательных операций и действий юного дзюдоиста при реализации технических приемов в тренировочно-соревновательной деятельности, позволяющего при педагогическом контроле предупредить негативную тенденцию фиксации в памяти и развитие в действии автоматизированных ошибок.
Методика и организация исследования. Применялся видеоанализ структурных компонентов движения, кластерный анализ, методы описательной статистики. Исследование проводилось на контингенте тренеров Центра спорта и образования «Самбо – 70», оценивающих предпосылки и причины возникновения погрешностей техники у юного дзюдоиста в двух соревновательных ситуациях.
Результаты исследования и выводы. В базовых кластерах выявлены не предпосылки, а смысловые конструкты непосредственного деятельностного формата, отражающие содержание целесообразных практических рекомендаций тренера. Формирование положительного соревновательного опыта юного дзюдоиста должно опираться на анализ смысловых единиц в алгоритме соотношения неэффективных интеллектуально-двигательных операций и действий для предупреждения процесса его преобразования в алгоритм их закрепления. Детализация причин ошибок на основе семантического анализа смыслов позволяет раскрыть направленность педагогического воздействия по обновлению содержания тренировочно-соревновательной деятельности.

Ключевые слова: дзюдоист, противоборство с соперником, неэффективные интеллектуально-двигательные операции и действия, алгоритм соотношения вероятностного закрепления, автоматизированные ошибки, предупреждение.

Статья подготовлена в рамках проведения работ по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации «Организационно-методическое сопровождение деятельности организаций в сфере военно-спортивной и начальной военной подготовки детей и молодежи в рамках дополнительного образования».

Литература

  1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. − М.: Медицина, 1975. – С. 17-59.
  2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. – М.: Наука, 1990. – С. 373-392.
  3. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – М. Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
  4. Гордеева Н.Д. Особенности организации серийных сенсомоторных действий / Н.Д. Гордеева, И.В. Евсевичева, А.А. Корнеев // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2007. – № 4. – С. 64-74.
  5. Гордеева Н.Д. Продуктивный хаос как условие порождения совершенного действия / Н.Д. Гордеева // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 116-126.
  6. Гордеева, Н.Д. Роль рефлексии в построении предметного действия / Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко // Рефлексивные процессы и управление. – 2002. – Т. 2. – № 2. – С. 90.
  7. Кузьменко Г.А. Концепция интеллектуального развития подростков в детско-юношеском спорте / Г.А. Кузьменко. – М.: МПГУ, 2017. – 212 с.
  8. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 288 с.