Теоретико-методологическое обоснование дневника тактической подготовки для спортсменов-фехтовальщиков высокой квалификации

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.О. Смолдовская1, 2
1Смоленский государственный университет спорта, Смоленск
2Центр спортивной подготовки сборных команд России, Москва

Цель исследования – теоретически обосновать структуру и содержание дневника тактической подготовки спортсменов-фехтовальщиков высокой квалификации.
Методика и организация исследования. На первом этапе использовался ретроспективный анализ специальной и научно-методической литературы существующих в практике спорта технологий по овладению тактических умений и навыков в фехтовании. Второй этап был посвящен разработке компонентов дневника и определению их содержания. На третьем этапе с помощью метода экспертных оценок старших тренеров сборной команды России уточнялись, корректировались технико-тактические действия фехтовальщиков с последующим внедрением дневника в учебно-тренировочный и соревновательный процессы.
Результаты исследования и выводы. Структура и содержание дневника тактической подготовки отражает систематический самоанализ соревновательного поведения, анализ технико-тактических действий, стратегические замыслы и психологические портреты соперников, причинно-следственные связи ошибок, динамику спортивного результата.

Ключевые слова: тактическая подготовка, рефлексия, осознанность, спортивная деятельность.

Литература

  1. Бабушкин Г.Д. Проблемы рефлексии в игровом взаимодействии и противоборстве с соперником. / Г.Д. Бабушкин, Р.Э. Салахов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2010. – № 2 (41). – С. 58-60.
  2. Вощинин А.В. Теоретические основания построения процесса формирования рефлексивного мышления субъекта в спортивной деятельности / А.В. Вощинин, С.Р. Хозина, С.Д. Неверкович // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 6 (136). – С. 242-247.
  3. Карпов А.В. Психология метакогнитивных процессов / А.В Карпов, И.М. Скитяева. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005. – 352 с.
  4. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю.Н. Кулюткин // Вопросы психологии. – 1986. – № 2. – С. 21-30.
  5. Макаров Ю.М. Научно-теоретическая концепция деятельности как системообразующий фактор в подготовке спортсменов в игровых видах спорта / Ю.М. Макаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 9 (79). – С. 98-101.