Сопряженное управление непрерывным развитием учителей физической культуры на базе педагогического кванториума

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Резанович1
Доктор педагогических наук, доцент Р.М. Чудинский1
Доктор педагогических наук, доцент Е.А. Черепов2
1Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж
2Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск

Цель исследования – разработать и теоретически обосновать модель сопряженного управления непрерывным развитием учителей физической культуры на базе педагогического кванториума.
Методика и организация исследования. Проводились опросы 25 руководителей педагогических кванториумов, 568 старшеклассников и их родителей, 82 учителей физической культуры, которые позволили оценить факторы влияния на профессиональный выбор, освоение педагогической профессии и непрерывное развитие учителей, а также эффективность деятельности педагогического кванториума в исследуемом направлении. Разрабатывалась модель нового вида управления педагогическим кванториумом – модель сопряженного управления, обуславливающая непосредственное вовлечение (включение, взаимодействие) всех субъектов образовательных отношений в управление требуемым развитием учителей физической культуры.
Результаты исследования и выводы. На основе проведенного анализа деятельности педагогических кванториумов было зафиксировано: а) минимальное использование имеющегося в кванториуме оборудования для непрерывного развития учителей физической культуры; б) в недостаточной степени средства обучения для практических занятий отвечают специфики физического воспитания и развития обучающихся; в) отсутствие средств и методов профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии в области физического воспитания; г) отсутствие взаимодействия с родителями школьников, абитуриентов и студентов. Предложенная модель сопряженного управления может обеспечить: а) преемственность между всеми этапами непрерывного профессионального развития учителей физической культуры: выбор педагогической профессии (школьники), получение профессиональных квалификаций (студенты) и повышения квалификации (учителя-практики); б) повышение качества формирования, становления и профессионального развития учителя; в) привлечение талантливых старшеклассников к педагогической деятельности.

Ключевые слова: сопряженное управление, педагогический кванториум, учителя физической культуры.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ по теме «Модель сопряженного управления непрерывным образованием педагогических работников в педагогическом кванториуме» рег. № 1024032800030–1–5.3.1 (соглашение № 073–03–2024–005/2 от 27 августа 2024 г.).

Литература

  1. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки / Н.В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования / Под. ред. Н.В. Кузьминой. – М.: Народное образование, 2002. – С. 7-52.
  2. Остапенко А.А. Сопряженные образовательные системы: модели, структура, возможности / А.А. Остапенко, Н.Ю. Мишарева, Н.Я. Паскевич и др. // Школьные технологии. – 2012. – № 6. – С. 41-59.
  3. Рожнова Е.Н. Сопряженное управление процессом формирования готовности специалистов среднего звена к управленческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 19.04.2018 / Е.Н. Рожнова; Соч. гос. ун-т. – Москва, 2018. – 25 с.
  4. Ткач Д.С. Сопряженная образовательная система профессионального педагогического образования / Д.С. Ткач // Вестник МГИМО-Университета. – 2013. – № 1 (28). – С. 200-204.
  5. Baxter G., Hainey T. (2020), Student perceptions of virtual reality use in higher education. Journal of Applied Research in Higher Education. Vol. 12. No. 3. pp. 413-424.
  6. Fui-Hoon Nah F., Zheng R., Cai J., Siau K., Chen L. (2023). Generative AI and ChatGPT: Applications, challenges, and AI-human collaboration. Journal of Information Technology Case and Application Research. No. 25(3). pp. 277-304.