Социально-психологический ресурс вовлеченности студенческой молодежи в физическую активность

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.В. Лейфа1
Доктор психологических наук, доцент Е.В. Павлова1
Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Струнин2
Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Романов3
1Амурский государственный университет, Благовещенск
2Курганский государственный университет, Курган
3Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, Саранск

Цель исследования – обоснование применимости понятия «ресурс вовлеченности» в контексте физической активности студенческой молодежи и интегральной характеристики «ресурс вовлеченности в физическую активность».
Методика и организация исследования. Выборку исследования составили 651 студент очной формы обучения, занимающихся в спортивных секциях университетов, из них 353 – обучающиеся Амурского государственного университета, 145 – Курганского государственного университета, 153  –  Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева. В выборке участвовало 36,9% юношей, 63,1% девушек. Исследование проведено весной 2024 г. Для определения сочетаний отдельных составляющих «ресурса вовлеченности» использовался факторный анализ (метод выделения факторов – метод главных компонент; метод вращения – варимакс с нормализацией Кайзера).
Результаты исследования и выводы. В статье рассмотрены дефиниции физической активности, описана ее роль в жизнедеятельности человека. Показана значимость исследования вовлеченности студенческой молодежи в физическую активность. На основе междисциплинарного подхода описаны различные аспекты вовлеченности. Установлено, что понятие «вовлеченность в физическую активность» находится в процессе становления. Обоснована возможность понимания психологической составляющей данного феномена посредством концепта «ресурс вовлеченности в физическую активность». Эмпирически выделены психологические мерности ресурса вовлеченности студентов в физическую активность, определяющие специфику и условия ее реализации.

Ключевые слова: физическая активность; вовлеченность; структура вовлеченности; ресурс вовлеченности в физическую активность; психологические мерности ресурса вовлеченности; студенческая молодежь.

Литература

  1. Литвинова Е.Ю. Структурная модель вовлеченности обучающихся в непрерывное образование / Е.Ю. Литвинова, Н.В. Киселева // Социальная психология и общество. – 2016. – Т. 7. – № 3. – С. 5-17.
  2. Павлова Е.В. Вовлеченность студенческой молодежи в пространство жизнеосуществления: проблема концептуализации феномена в новых социокультурных условиях: монография / Е.В. Павлова, О.М. Краснорядцева, А.В. Лейфа и др.; под общ. ред. Е.В. Павловой. – Чебоксары: Среда, 2023. – 296 с.
  3. Павлова Е.В. Ресурс вовлеченности как психологическая характеристика степени соответствия человека и образовательной среды / Е.В. Павлова, О.М. Краснорядцева // Сибирский психологический журнал. – 2021. – № 81. – С. 52-78.