Отношение учителей к физкультурно-оздоровительной деятельности в зависимости от компетентности
ˑ:
Доктор психологических наук, профессор А.Н. Николаев1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Ю. Шлат1
Л.В. Ануфриенко2
О.М. Шалак2
1Псковский государственный университет, Псков
2Полоцкий государственный университет, Новополоцк, Беларусь
Цель исследования – определить роль и значение компетентности школьных учителей (кроме учителей физкультуры) в формировании у них позитивного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности.
Методика и организация исследования. Компетентность, потребность, мотивы и реальная активность в физкультурно-оздоровительной деятельности определялись с помощью вариантов опроса. В качестве респондентов выступили 34 учителя школ Пскова и Псковской области.
Результаты исследования и выводы. Компетентность и потребность школьных учителей в физкультурно-оздоровительной деятельности оказались выше среднего уровня, но при значительной вариации. Активность учителей в этих занятиях находится на очень низком уровне, но при большой вариативности. Получена плеяда цепочки взаимосвязанных показателей: потребность, мотивы, отношение, активность; а компетентность связана с мотивировкой и с отношением к физкультурной деятельности. У учителей выявлено положительное отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности (кроме реальной активности), особенно: компетентность, потребность и отношение к ней. Компетентность и мотивы обуславливают отношение к этой деятельности, влияющее на активность в ней.
Ключевые слова: потребности, мотивы, отношение, физкультурная оздоровительная деятельность, активность, удовлетворенность.
Литература
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
- Мартенс Р. Социальная психология и спорт / Р. Мартенс. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 176 с.
- Николаев А.Н. Отношение студентов российских вузов к физической рекреации / А.Н. Николаев // Университетский спорт в современном образовательном социуме: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 23–24 апр. 2015 г.: Ч. 1. – Минск: Белорусский ГУФК, 2015. – С. 41–45.
- Николаев А.Н. Преодоление терминологической неопределенности понятия мотивации / А.Н. Николаев // Вестник Псковского государственного университета. Серия. Психолого-педагогические науки. – 2018. – № 7. – С. 38–43.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов // 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1984. – 174 с.