Оптимизация средств силовой подготовки школьников старших классов в процессе занятий по физическому воспитанию
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент В.С. Астафьев1
Кандидат педагогических наук, доцент В.К. Геберт1
И.В. Рудякова2
1Забайкальский государственный университет, Чита
2Читинский институт Байкальского государственного университета, Чита
Цель исследования – теоретико-методическое и экспериментальное обоснование методики развития силовых способностей школьников старших классов на основе применения средств фитнес-технологий.
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 22 юноши 11-го класса средней общеобразовательной школы № 26 г. Читы Забайкальского края. С сентября 2023 г. по май 2024 г. был организован и проведен педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), в ходе которого осуществлялись медико-биологические исследования, контрольные испытания и внедрялась экспериментальная методика. Юноши контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп занимались в течение девяти месяцев (мезоциклов), три раза в неделю (микроцикла), продолжительностью 60 минут во внеурочное время. В одном мезоцикле в среднем проводилось 12 практических занятий, всего было проведено около 108 занятий. Занятия имели классическую структуру: подготовительную часть Warm-up (функциональную и суставную разминку), Pre-stretch (динамические упражнения на растягивание) – 10 минут, основную часть Cardio-Power (аэробную – 25 минут и силовую – 15 минут) и заключительную часть Cool down (статические упражнения на растягивание) – 10 минут.
Результаты исследования и выводы. Отличительной особенностью экспериментальной методики явилась модификация содержания основной части занятия за счет изменения интенсивности физической нагрузки; применения кругового метода; чередования аэробной и анаэробной работы; применения динамических и статических силовых упражнений; включения разнообразных силовых видов фитнес-технологий гимнастической направленности. Результаты педагогического эксперимента продемонстрировали эффективность применяемой методики. На основании результатов эксперимента сформулированы выводы, свидетельствующие об эффективности методики.
Ключевые слова: силовые, способности, школьники, совершенствование, физические упражнения, тренинг, анаэробный.
Литература
- Горшков А.Г. Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой тренировки: учебное пособие / А.Г. Горшков. – М.: КНОРУС, 2022. – 340 с.
- Лобашева А.С. Современный фитнес: особенности и тенденции / А.С. Лобашева // Молодой ученый. – 2024. – № 5 (504). – С. 209-210.
- Лысенко Е.А. Механизмы увеличения мышечной массы и силы при регулярных силовых тренировках / Е.А. Лысенко // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2021. – № 6. – С. 755-772.
- Наумов А.А. К вопросу о комплексном подходе при повышении физической подготовленности занимающихся физической культурой / А.А. Наумов, Д.В. Белоуско, Г.А. Тарасевич // Современные вопросы биомедицины. – 2023. – Т. 7. – № 1 (22). – С. 145–152.
- Плотникова В.М. Силовая подготовка учащихся основной школы / В.М. Плотникова // Молодой ученый. – 2021. – № 50 (392). – С. 582-601.