Особенности психических состояний студентов с инвалидностью, занимающихся спортом

ˑ: 

Доктор психологических наук, профессор Н.Л. Захарова1
Доктор психологических наук, доцент С.В. Котовская1
Кандидат психологических наук Л.Ю. Беленкова1
Кандидат медицинских наук А.Н. Островский1
1Российский государственный университет социальных технологий, Москва

Цель исследования – выявление особенностей психических состояний студентов с инвалидностью, занимающихся спортом.
Методика и организация исследования. Эмпирическим методом исследования выступило тестирование. Обработка данных осуществлялась помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics 27, программы Excel. В исследовании приняли участие студенты с инвалидностью занимающиеся спортом и их сверстники, студенты 1-4-го курсов Российского государственного университета социальных технологий.
Результаты исследования и выводы. Выявлены различия психических состояний студентов с инвалидностью, занимающихся спортом, и их сверстников. У спортсменов доминируют положительные эмоции; в наибольшей степени связанные с проявлением волевых качеств, концентрацией внимания. Негативные эмоциональные переживания испытывают студенты-спортсмены относительно периодов пассивного времяпровождения, импульсивных действий, проявлением неуверенности. Негативные психические состояния спортсменов в меньшей степени возникают при активизации психических процессов, изменении физиологических реакций или поведения. Эмпирически доказана связь психических состояний и личностных особенностей спортсменов с инвалидностью. Выявленные корреляционные связи свидетельствуют о следующих закономерностях: с повышением чувствительности к внешним раздражителям и осознанности восприятия повышается и стремление к независимости; позитивные эмоции повышают чувство собственной уникальности; с повышением уверенности в себе возрастает удовлетворенность жизнью; переживание оптимистичности повышает отзывчивость и проявление эмпатии; ощущение бодрости тесно связано с настойчивостью и энтузиазмом; с повышением последовательности действий возрастает эмпатичность, удовлетворенность жизнью и восприимчивость, снижается желание произвести хорошее впечатление.

Ключевые слова: студенты с инвалидностью, спортсмены, психические состояния, позитивные переживания, самоконтроль.

Литература

  1. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. – Москва: Просвещение, 1964. – 344 с.
  2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 416 с.
  3. Шипилова О.А. Особенности изменения психических процессов и состояний инвалидов / О.А. Шипилова // Проектная деятельность и научные исследования студентов. – Воронеж: «Издательский дом «Среда», 2018. – С. 44–47.
  4. Котелевцев Н.А. Психическая саморегуляция: учебник для вузов / Н.А. Котелевцев. – Москва: Юрайт, 2024. – 213 с.
  5. Решетников М.М. Избранные труды в 7 т. Т. 1. Психическая саморегуляция/ М.М. Решетников. – Москва: Юрайт, 2024. – 240 с.
  6. Стадник Е.Г. Проблемы развития инклюзивного спорта как фактора социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Стадник, Р.К. Тючкалов, О.С. Евсеева, Е.Ю. Сысоева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 11 (201). – С. 426–432.
  7. Мухин В.Н. Оценка психоэмоционального состояния спортсменов-инвалидов / В.Н. Мухин, В.А. Кобзев, О.И. Макаренко, Ф.М. Масанова // Российский национальный конгресс «Человек и его здоровье». Санкт-Петербург, 21-25 ноября 2006 г. – URL:https://www.researchgate.net/publication/288003065_Ocenka_psihoemocional...
  8. Линде Е.В. Комплексный подход к оценке и коррекции функционального состояния спортсменов/ Е.В. Линде, В.И. Павлов, Д.А. Марьясова // Матер. X Московской Ассамблеи «Здоровье Столицы». – М., 2011. – С. 174–175.
  9. Гайдамашко И.В. особенности психологического сопровождения спортсменов с ограниченными возможностями / И.В. Гайдамашко, И.В. Бабичев // Человеческий капитал. – 2023. – № 12(180). – Ч. 1. – С. 233–239.
  10. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / А.О. Прохоров. – М.: ПЕР СЭ, 2004. –176 с.