Влияние оздоровительной физической культуры на умственную и физическую (сенсомоторную) деятельность студентов

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Бондин1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Степанова1
Кандидат медицинских наук, доцент И.А. Пономарева1
Аспирант С.И. Седлов1
1Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Цель исследования – выявить современные подходы к активизации умственной и физической (сенсомоторной) деятельности в сфере оздоровительной физической культуры студентов.
Методика и организация исследования. Проведен теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы. В процессе констатирующего эксперимента определены показатели физического состояния по индексу Руфье и диагностика умственной работоспособности по методике Бурдона, в котором приняли участие 130 студентов первого курса различных направлений подготовки Южного федерального университета.
Результаты исследования и выводы. Результаты диагностики уровня физического состояния по индексу Руфье составили 11,90±2,43 усл. ед., что свидетельствует о ниже средних уровнях, а диагностика умственной работоспособности по тесту Бурдона – 1,39±0,44 (бит/с), что соответствует низкой скорости переработки информации. Анализ современных подходов и полученные результаты позволяют в качестве перспективных научных исследований по активизации умственной и физической (сенсомоторной) деятельности в сфере оздоровительной физической культуры студентов осуществлять разработку новых технологий с использованием цифровых ресурсов.

Ключевые слова: современные подходы, активизация, умственная и физическая деятельность, оздоровительная физическая культура, студенты.

Литература

  1. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избранные труды. М.: Наука, 1979. 454 с.
  2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / под ред. О.Г. Газенко. М.: Наука, 1990. 494 с.
  3. Бондин В.И. Индивидуализация оздоровительных программ по физическому воспитанию студентов / В.И. Бондин, В.И. Мареев, А.Е. Пономарев, И.А. Пономарева. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Южный федеральный университет, 2021. – 172 с.
  4. Калинникова Ю.Г. Кардиоинтервалографические характеристики киберспортсменов в постсоревновательном периоде / Ю.Г. Калинникова, И.А. Демишкин, Ю.А. Карвунис и др. // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 12. – С. 36-38.
  5. Карвунис Ю.А. Психофизиологические характеристики у киберспортсменов при напряженной игровой деятельности / Ю.А. Карвунис, Н.А. Карвунис, Ю.Г. Калинникова, Л.В. Капилевич // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 8. – С. 42-43.
  6. Лубышева Л.И. Фиджитал-спорт – инновационный проект развития внеучебной деятельности студентов / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 7. – С. 101.
  7. Малыгин А.В. Концепция фиджитал-спорта: содержание и потенциал развития / А.В. Малыгин // Вестник спортивной науки. – 2023. – № 6. – С. 8-14.
  8. Мержанова Г.Х. Импульсивность, обучение и память / Г.Х. Мержанова, М.И. Зайченко, В.А. Груздева, Г.А. Григорьян // Успехи физиологических наук. – 2019. – Т. 50. – № 4. – С. 26-39.
  9. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных: 10-е издание / И.П. Павлов. – М., 1973. – 659 с.