Мотивация любителей спорта в процессе групповых и индивидуальных занятий бегом

ˑ: 

Доктор психологических наук, профессор О.В. Защиринская1, 2, 3
Кандидат психологических наук, доцент Н.Л. Ильина1
Е.В. Архипова1

Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Медина Бракамонте1
1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
3Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявить мотивацию любителей спорта в процессе групповых и индивидуальных занятий бегом.
Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 93 бегуна-любителя в возрасте от 19 до 69 лет. Все участники исследования были разделены на две группы: занимающиеся в группе (42 человека) и занимающиеся индивидуально с тренером (51 человек). Все спортсмены прошли процедуру опроса с применением методики «Оценка мотивов спорт­смена-любителя (Шкала мотивации к двигательной активности, МОДА) в адаптации К.А. Бочавер, Д.В. Бондарев, М.А. Папкова и авторской анкеты для анализа биографических данных мотивационных установок обследуемых.
Результаты исследования и выводы. Выявлены мотивации бегунов-любителей к регулярным занятиям, а также установлены связи между мотивацией и формой занятий, в контексте растущего интереса к участию в марафонах и забегах, особенно в Санкт-Петербурге, где отмечается увеличение числа атлетов, выходящих на старт каждый год. Обнаружены различия по шкале «Групповая принадлежность» у спортсменов, занимающихся индивидуально и в группе, обнаружены особенности факторов в поддержании мотивации и различия в итоговой цели занятий. При всей многоаспектности и индивидуальности мотивов к занятию бегом, были выявлены общие черты, которые и позволяют объединять бегунов в единое сообщество, независимо от их личных мотивационных акцентов.

Ключевые слова: любительский спорт, бег, мотивация.

Литература

  1. Венедиктов И.В. Повышение работоспособности обучающихся методом регламентированного управления дыханием / И.Н. Венедиктов, Л.В. Ярчиковская, О.В. Миронова, А.В. Шаронова, С.М. Лукина // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 4. – С. 58-60. 
  2. Григорьев В.И. Информатизация подготовки бегунов на средние дистанции на основе многофункциональной информационно-аналитической платформы / В.И. Григорьев, С.С. Крючек, О.В. Миронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 11 (225). – С. 116-122.
  3. Коваль Т.Е. Психологические аспекты онлайн-коммуникаций в студенческом спорте / Т.Е. Коваль, С.М. Лукина, Л.В. Ярчиковская // В книге: Ананьевские чтения – 2021. Материалы международной научной конференции. Под общей редакцией А.В. Шаболтас. Отв. ред. В.И. Прусаков. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 739-740.
  4. Плотникова С.С. Коррекция темпо-ритмовой структуры бега на средние дистанции студенток вуза за счёт повышения скоростно-силового потенциала / С.С. Плотникова, Т.Е. Ковшура, А.С. Сидоренко, Л.В. Ярчиковская // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 11. – С. 60-62.
  5. Психологическая диагностика в спорте: учебное пособие. / К.А. Бочавер, Д.В. Бондарев, Л.М. Довжик. – М.: Спорт, 2023. – С.75-79.
  6. Токарева А.В. Бег на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы / А.В. Токарева // Педагогика и современность. – 2012. – № 1. – С. 59-62.
  7. Шаронова А.В. Влияние гипоксической тренировки в технике кумбхака на проявление работоспособности студентов в нагрузках с повышающейся мощностью / А.В. Шаронова, Л.Н. Портнова, О.Л. Соколовская // В сборнике: Здоровьесбережение как инновационный аспект современного образования: сб. матер. V Междунар. науч.-практ. интернет-конференции. – Санкт-Петербург, 2024. – С. 131-136.
  8. In G. C. Roberts (Ed) (2001). «Achievement goal research in sport: Pushing the boundaries and clarifying some misunderstandings». Advances in motivation in sport and exercise. Champaign, IL: Human Kinetics. рр. 135-140.
  9. Han Q.Y., Liu X.G., Zhong T. (2019). «Research on the awareness and behavior of leisure sports participation among different social class groups«. Henan Norm. Univ. No. 47. pр. 114-120.
  10. Pearce M., Garcia L., Abbas A., Strain T., Schuch F.B., Golubic R., Kelly P., Khan S., Utukuri M., Laird Y., Mok A., Smith A., Tainio M., Brage S., Woodcock J. (2022). «Association Between Physical Activity and Risk of Depression: A Systematic Review and Meta-analysis». JAMA Psychiatry. Jun 1. No. 79 (6).
  11. Mironova O.V., Yarchikovskaya L.V., Kuritsyna A.E., Ustinova O.N., Sharonova A.V. (2024). «Physiological and motor characteristics of long distance running depending on the level of preparedness». Theory and Practice of Physical Culture. No. 5. pp. 16-19.
  12. Zarauz-Sancho A., Ruiz-Juan F. (2016). «Motivation, satisfaction, perception and beliefs about the causes of success in Spanish master athletes». Ibero-Am. J. Exerc. Sports Psychol. No. 11. pp. 37-46.
  13. Zarauz-Sancho A., Ruiz-Juan F., Flores-Allende G., García-Montes M.E. (2017). «Perception of success in marathoners depending on their training habits». Retos. No. 32. pp. 111-114.