Возрастная динамика проявления полового диморфизма в структурных компонентах физической работоспособности детей 5-7 лет

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Н.И. Дворкина1
Кандидат педагогических наук, доцент О.С. Трофимова1
М.А. Маринович1
Я.А. Манакова1

1Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Цель исследования – оценка проявления полового диморфизма в структурных компонентах физической работоспособности детей 5-7 лет.
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте, проводимом на базе БДОУ МО г. Краснодар Детский сад № 103, приняли участие девочки и мальчики в возрасте от 5,5 до 6,0 года (n=28) и с 6,0 до 6,5 года (n=28), соответственно 6,5 до 7,0 года (n=20) и от 7,0 до 7,5 года (n=20). Статистическому анализу были подвергнуты следующие структурные компоненты физической работоспособности (PWC150): ЧСС, вес тела, длина тела, 10 приседаний в первой нагрузке, 20 приседаний во второй нагрузке и мощность работы.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что в годовой динамике PWC150 у детей старшего дошкольного возраста по отношению к исходным показателям в большинстве случаев были выявлены достоверные различия полового диморфизма между мальчиками и девочками в возрастном диапазоне от 5,5 7,5 года. В остальных структурных компонентах PWC150 ее исходные показатели относительных различий между мальчиками и девочками в возрасте от 5,5 до 7,5 года находились в пределах от 0,91 до 5,71 %.
Таким образом, полученные результаты годовой динамики исходных структурных компонентов физической работоспособности детей старшего дошкольного возраста, доказывают необходимость дальнейших исследований для обоснования выбора наиболее эффективных средств и методов физического воспитания.

Ключевые слова: половой диморфизм, дошкольники 5-7 лет, физическая работоспособность и ее структурные компоненты.

Исследование проводилось при финансовой поддержке РНФ и КНФ (проект №24-28-20404).

Литература

  1. Дворкина Н.И. Половой диморфизм в темпах развития физических качеств детей 3-6 лет / Н.И. Дворкина, Л.С. Дворкин // Культура физическая и здоровье. – 2015. – № 4 (55). – С. 88-95.
  2. Дворкина Н.И. Половозрастные особенности взаимозависимости в развитии интеллектуальных способностей и физических качеств детей дошкольного возраста / Н.И. Дворкина // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2013. – № 3. – С. 5-7.
  3. Криволапчук И.А. Кластерная структура физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников 7-8 лет / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова, В.В. Мышъяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – №7 (149). – С. 123-133.
  4. Лапицкая Е.М. Гендерные различия в физическом и моторном развитии детей 5-7 лет / Е.М. Лапицкая // Новые исследоания. – 2009. – №3 (20). – С. 73-79.
  5. Чермит К.Д. проявление полового диморфизма в физическом состоянии детей Республики Адыгея / К.Д. Чермит, К.Ю. Мамгетов // Интегрированная антропология в решении задач здорового образа жизни. – Майкоп: АГУ, 1995 – С. 212-213.
  6. Чернышенко Ю.К. Половозрастные особенности динамики развития физической подготовленности дошкольников 4-5 лет / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, В. Е. Кузнецова // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2016. – № 2. – С. 18-21.