Направленность предметной подготовки для освоения ритмической структуры движений предмета в художественной гимнастике

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Супрун1
Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медведева1
Н.Ю. Власова1

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Борисова2
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
2Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, Тула

Цель исследования – на основе оценки влияния электрической активации основных групп мышц и кинематических параметров движений при выполнении технических действий предметом под музыку с разным ритмическим рисунком выявить направленность предметной подготовки в художественной гимнастике.
Методика и организация исследования. Для изучения кинематики движений высококвалифицированных спортсменок (n=12) использовался оптико-электронный аппаратно-программный комплекс Qualisys с программным обеспечением Qualisys Track Manager (QTM).
Результаты исследования и выводы. Результаты исследования позволили определить направленность предметной подготовки для формирования ритмических способностей спортсменок на этапах многолетней подготовки в художественной гимнастике. Направленностью предметной подготовки для освоения темпо-ритмической структуры движений предмета на основе выявленных факторов, их обуславливающих, будет: повышение уровня координационных способностей; совершенствование межмышечной координации; повышение уровня предметной, музыкально-двигательной и композиционной подготовленности спортсменок; использования предмета как средства для создания образа в композиции гимнасток; достижение высокой эффективности соревновательной деятельности гимнасток, посредством свободного владения абсолютным большинством технических элементов многоборья.

Ключевые слова: художественная гимнастика, ритм, темп, двигательная выразительность, биомеханические показатели, модельные характеристики.

Литература

  1. Беспалов Б.И. Диагностика чувств темпа и одновременности движений у спортсменок в синхронном плавании / Б.И. Беспалов, С.В. Леонов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 8 (42). – С. 12-17.
  2. Горская И.Ю. Эффективность развития ритмических способностей у юных легкоатлетов / И.Ю. Горская, М.Д. Шкред, Л.Г. Баймакова // Современные вопросы биомедицины. – 2021. – T. 5 (4). – С. 277.
  3. Кузнецова Л.В. Развитие чувства ритма в фигурном катании на коньках на этапе начальной подготовки // Л.В. Кузнецова, Е.В. Жгун // Интеграция науки в условиях глобализации и цифровизации
  4. материалы XIII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Т. Ч. 1. Ростов-на-Дону, 2021. – С. 181.
  5. Медведева Е.Н. Влияние темпо-ритмических характеристик движений спортсменок на качество выполнения элементов с предметами в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, И.В. Кивихарью, Н.Ю. Власова, Е.А. Пивоварова / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 6 (184). – С. 237.
  6. Щербина Н.Н. Принцип «динамического насыщения» ритмической структуры спортивных упражнений / H.H. Щербина. – Белгород: Логия, 2009. – С. 171-172.