Влияние аэробных и анаэробных возможностей на функциональное состояние подростков-спортсменов при напряженных когнитивных нагрузках

ˑ: 

Доктор биологических наук, доцент И.А. Криволапчук1
Кандидат педагогических наук, доцент М.Б. Чернова1
1Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, Москва

Цель исследования – выявить влияние биоэнергетических компонентов ФР на ФС юных спортсменов при когнитивных нагрузках различной интенсивности.
Методика и организация исследования. В научной работе участвовали юные спортсмены 13-14 лет, занимающиеся велоспортом и бегом на средние и длинные дистанции (n=97). Моделью когнитивной нагрузки служила двухминутная работа с буквенными таблицами в режимах: 1) «автотемп»; 2) «максимальный темп».
Результаты исследования и выводы. Показано, что высокие аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные возможности связаны с благоприятными изменениями ФС в условиях напряженной когнитивной нагрузки. Результаты исследования дают основание полагать, что комплексное применение физических нагрузок аэробного и анаэробного характера в процессе спортивного совершенствования создает предпосылки для повышения стрессоустойчивости, оптимизации ФС организма юных спортсменов не только при мышечной, но интенсивной познавательной деятельности.

Ключевые слова: аэробные и анаэробные возможности, функциональное состояние, эффективность когнитивной деятельности, перекрестная адаптация, подростки-спортсмены.

Литература

  1. Медведев В.И. Адаптация человека. СПб.: Институт мозга РАН, 2003. 584 с.
  2. Medvedev V.I. Adaptatsiya cheloveka [Human adaptation]. St. Petersburg: Institut mozga RAN publ., 2003. 584 p.
  3. Chaddock-Heyman L., Erickson K.I., Chappell M.A., Johnson C.L., Kienzler C., Knecht A., Drollette E.S., Raine L.B., Scudder M.R., Kao S.C., Hillman C.H., Kramer A.F. Aerobic fitness is associated with greater hippocampal cerebral blood flow in children. Dev Cogn Neurosci. 2016. No. 20. pp. 52-58.
  4. Chen W.J., Mat Ludin A.F., Farah N.M.F. Can Acute Exercise Lower Cardiovascular Stress Reactivity? Findings from a Scoping Review. J Cardiovasc Dev Dis. 2022. No. 9(4). 106 p.
  5. Crews D.J. Lochbaum M.R., Landers D.M. Aerobic physical activity effects on psychological well–being in low–income Hispanic children. Percept Mot Skills. 2004. No. 98(1). pp. 319-324.
  6. Huang C.J, Webb H.E., Zourdos M.C., Acevedo E.O. Cardiovascular reactivity, stress, and physical activity. Front Physiol. 2013. No. 4. 314 p.
  7. Krivolapchuk I.A., Chernova M.B. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise. Medicina dello Sport. 2012. No. 65(2). pp. 173-185.
  8. Lee M.C., Byun K., Kim J.S., Lee H., Kim K. Trends in exercise neuroscience: raising demand for brain fitness. J Exerc Rehabil. 2019. No. 15(2).  pp. 176-179.
  9. Lees  G., Hopkins  J. Effect of Aerobic Exercise on Cognition, Academic Achievement, and Psychosocial Function in Children: A Systematic Review of Randomized Control Trials. Prev Chronic Dis. 2013. No. 10. E174. doi: 10.5888/pcd10.130010.
  10. Mariano I.M., Amaral A.L., Ribeiro P.A.B., Puga G.M. A single session of exercise reduces blood pressure reactivity to stress: a systematic review and meta-analysis. Sci Rep. 2022. No. 12(1). pp. 118-137. doi: 10.1038/s41598-022-15786-3.
  11. Rimmele U., Seiler R., Marti B., Wirtz P.H., Ehlert U., Heinrichs M. The level of physical activity affects adrenal and cardio. Psychoneuroendocrinology. 2009. No. 34(2). pp. 190-198.
  12. Steptoe A., Kearsley N., Walters N. Cardiovascular activity during mental stress following vigorous exercise in sportsmen and inactive. Psychophysiology. 1993. No. 30(3). pp. 245-252.