Актуализация профессиональной подготовки специалистов по физической культуре (на примере направления 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование»)

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Сысоев1
Доктор педагогических наук, профессор О.Г. Румба2
1Воронежская государственная академия спорта, Воронеж
2Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск

Цель исследования – научное обоснование коррекции ОПОП ВО по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование».
Методика и организация исследования. Проведено комплексное исследование, направленное на научное обоснование коррекции ОПОП ВО, по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование».
Результаты исследования и выводы. Педагогический эксперимент, проведенный в Воронежской государственной академии спорта (далее – ВГАС), показал целесообразность актуализации ОПОП ВО в рамках следующих ее компонентов: перечень профессиональных стандартов; набор обобщенных трудовых функций и трудовых функций; формируемые компетенции; основные характеристики учебного плана; перечень дисциплин учебного плана; трудоемкость и график прохождения дисциплин учебного плана; организационно-методическое сопровождение и содержательное наполнение учебного процесса. Результаты междисциплинарных контрольных испытаний подготовленности студентов, обучавшихся по разным вариантам программы, выявили достоверно более высокую теоретическую, методическую, практическую подготовленность будущих выпускников.

Ключевые слова: физкультурное образование, физкультурные кадры, подготовка педагогов физической культуры, основная профессиональная образовательная программа высшего образования; актуализация, коррекция, контрольные испытания, студенты.

Литература

  1. Маркина В.Б. Об этапах становления государственного регулирования физкультурного образования в России и его содержательном наполнении / В.Б. Маркина, А.В. Сысоев, О.Г. Румба // Наука и спорт: современные тенденции. – 2024. – Т. 12. – № 3(46). – С.  221-241.
  2. Румба О.Г. О пересмотре содержания физкультурного образования в контексте сопряжения преемственности его исторического развития с актуальными запросами времени / О.Г. Румба, А.В. Сысоев // Известия Российской академии образования. – 2021. – № 1-2(54). – С. 49-62.
  3. Сысоев А.В. Анализ содержания основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» в физкультурных вузах России / А.В. Сысоев // Культура физическая и здоровье. – 2024. – № 1(89). – С. 167-176.
  4. Сысоев А.В. Исследование междисциплинарной подготовленности студентов, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» / А.В. Сысоев // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – Т. 11. – № 4. – С. 173-184.
  5. Царева А.В. Трудности заполнения вакансий специалистов на рынке труда сферы физической культуры и спорта Российской Федерации / А.В. Царева, С.А. Воробьев, М.Ю. Щенникова, Н.А. Брейдер // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 9. – С. 110-112.