Оценка готовности выпускников физкультурного профиля к профессиональной деятельности в ходе государственного экзамена

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.Ф. Николенко1
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Шибаева1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.И. Овчинникова1
1Забайкальский государственный университет, Чита

Цель исследования – оценить уровень готовности выпускников физкультурного профиля к профессиональной деятельности в ходе государственного экзамена.
Методика и организация исследования. Научная работа проведена с участием выпускников бакалавриата 2024 года Забайкальского государственного университета по направлению «Педагогическое образование» в количестве 43 обучающихся очной и заочной форм обучения. С использованием механизма независимой оценки квалификаций на открытых заседаниях государственных экзаменационных комиссий изучались показатели теоретико-методического, проектно-технологического, практико-деятельностного компонентов готовности к профессиональной деятельности выпускников.
Результаты исследования и выводы. Формирование профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности осуществляется поэтапно, в течение продолжительного времени. Основными этапами является предпрофессиональная подготовка, получение профильного педагогического образования в учреждениях среднего профессионального и высшего образования, собственно педагогическая деятельность, в процессе которой учитель обязан повышать уровень квалификации.
На основе разработанной технологии оценки результатов государственного экзамена определен уровень готовности выпускников физкультурного профиля к профессиональной деятельности. Выявлены показатели теоретико-методической, проектно-технологической, практико-деятельностной подготовленности выпускников физкультурного профиля в ходе государственного экзамена. Обнаружены различия в структуре готовности к профессиональной деятельности студентов очной и заочной форм обучения.
Установлена корреляционная взаимосвязь между показателями теоретико-методической, проектно-технологической, практико-деятельностной, исходной физической подготовленности (по данным вступительных испытаний по физической культуре) и определена степень влияния изучаемых показателей на уровень готовности выпускников физкультурного профиля к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: государственный экзамен, профессиональная готовность, компоненты профессиональной готовности.

References

  1. Alekseeva A.N., Golyakova N.N., Cherkasova I.V. Pokazateli gotovnosti u budushchikh uchiteley fizicheskoy kul'tury k professionalnoy deyatelnosti [Indicators of readiness of future physical education teachers for professional activities]. Kant, publ. 2022. No. 1 (42). pp. 186-190.
  2. Voronova T.A., Malygin A.A. Aktualnyye napravleniya v otsenivanii gotovnosti vypusknikov k professionalnoy pedagogicheskoy deyatelnosti [Current trends in assessing graduates' readiness for professional teaching activities]. Vyssheye obrazovaniye segodnya. 2019. No. 12. pp.10-16.
  3. Davydova N.N., Kusova M.L., Simonova A.A. Praktika vvedeniya demonstratsionnogo ekzamena kak novaya forma gosudarstvennoy attestatsii v vuze [The practice of introducing a demonstration exam as a new form of state certification in a university]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. 2024. No. 1. pp. 21-32.
  4. Dzhabaeva M.A. Optimizatsiya sistemy professionalnogo otbora budushchikh spetsialistov po fizicheskoy kulture i sportu [Optimization of the system of professional selection of future specialists in physical education and sports]. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. 2008. Vol. 1. No. 3 (13). pp. 93-97.
  5. Mikhaylyuk S.I., Chernyshev D.A. Teoreticheskiy analiz organizatsii dopolnitelnogo pedagogicheskogo obrazovaniya uchiteley fizicheskoy kultury v Rossiyskoy i zarubezhnoy praktike [Theoretical analysis of the organization of additional pedagogical education of physical education teachers in Russian and foreign practice]. Problemy pedagogiki. 2019. No. 5 (44). pp. 75-80.
  6. Pevitsina L.M. Pedagogicheskaya model sovershenstvovaniya professionalnoy kompetentnosti uchiteley fizicheskoy kultury [Pedagogical model of improving the professional competence of physical education teachers]. Nauchnoye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 2014. No. 4 (21). pp. 57-66.
  7. Pirozhnikova A.M., Ovchinnikova E.I., Lysikova T.S. Standarty WorldSkills v podgotovke bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya: demonstratsionnyy ekzamen v ramkakh itogovoy attestatsii [WorldSkills standards in the training of bachelors of pedagogical education: a demonstration exam as part of the final certification]. Pedagogicheskiy IMIDZH. 2022. Vol. 16. No. 2 (55). pp. 178-192.
  8. Polivaev A.G. Professionalno-pedagogicheskaya podgotovka studentov fizkulturnogo profilya v usloviyakh trebovaniy professionalnogo standarta «Pedagog» [Professional and pedagogical training of students majoring in physical education in accordance with the requirements of the professional standard «Teacher»]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka. 2016. No. 2. pp. 143-146.
  9. Fetisov A.S., Gorbunov N.V., Kudinov Yu.V. Demonstratsionnyy ekzamen v sovremennoy sisteme fondov otsenochnykh sredstv v pedagogicheskom universitete [Demonstration exam in the modern system of assessment tools funds at the pedagogical university]. Vestnik pedagogicheskikh innovatsiy. 2024. No. 1 (73). pp. 46-55.
  10. Yatsyk V.Z. Tekhnologiya professionalnogo otbora budushchikh spetsialistov po napravleniyu «Fizicheskaya kultura» [Technology of professional selection of future specialists in «physical culture» direction]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2007. No. 12. pp. 6-11.