Реализация аксиологического подхода в преподавании физической культуры в вузе
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент И.Ш. Галеев1
Кандидат педагогических наук А.З. Минигалеева2
Кандидат политических наук, доцент Ш.Р. Юсупов3
1Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
2Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань
3Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ, Казань
Цель исследования – теоретически обосновать применение аксиологического подхода в преподавании физической культуры в вузе.
Методика и организация исследования. Научная работа по изучению аксиологического подхода к преподаванию физической культуры в вузе проводилась в течение 2020-2023 гг. и предполагала реализацию ряда научных методов сбора и анализа информации (изучение литературных источников, беседы и наблюдение за студентами вузов, серьезно занятых в спорте; и т.д.). Методологической основой исследования являются принципы теории ценностных оснований физической культуры В.К. Бальсевича и Л.И. Лубышевой, структуры направленности личности К.К. Платонова и др.
Результаты исследования и выводы. Определены основные противоречия, препятствующие пониманию студентами сущности и объективной важности ценностей физкультурно-оздоровительной деятельности, что связано с нарастанием процессов глобализации, технологизации и информатизации общества. Выявлена необходимость формирования физической культуры личности на основе единства и положительной взаимосвязи биологического и социального в человеке, материального (двигательного) и духовного (интеллектуального). Подтверждено, что именно аксиологические основания выступают условием построения личностно ориентированного процесса физического воспитания студентов. В контексте предложенной В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой классификации ценностных оснований физической культуры, раскрыты эффективные способы приобщения студентов вузов к решению задач по поддержке их здоровья и хорошей физической формы. Приведены примеры актуализации физических, психоэмоциональных и материальных ценностей физкультурно-оздоровительной деятельности в ходе процесса преподавания физической культуры в вузе.
Ключевые слова: ценности физкультурно-оздоровительной деятельности, аксиологический подход, студенты вуза, интериоризация.
Литература
- Белых С.И. Аксиологические основания построения личностно ориентированного процесса физического воспитания студентов / С.И. Белых // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 11. – С. 42-44.
- Волков А.В. Аксиологический подход к формированию профессиональных компетенций педагога по физической культуре и спорту на основе анализа учебной литературы / А.В. Волков // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 3. – С. 2.
- Геращенко Н.В. Формирование у студентов системы ценностей в процессе обучения в вузе / Н.В. Геращенко, С.А. Багров, С.В. Тихонов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2022. – № 2 (40). – С. 133-140.
- Друзьянов И.И. Научные подходы в формировании личностно-ценностного отношения студентов гуманитарных вузов к физической культуре / И.И. Друзьянов, Я.И. Яковлев, А.Н. Пестряков, Ц.К. Гармаев // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 7. – С. 20-22.
- Липская Л.А. Трансформация ценностных приоритетов физкультурного образования / Л.А. Липская, А.Н. Попов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 11 (213). – С. 309-313.
- Литвинчук И.Н. Реальные и идеальные ценности в современном образовании: экспериментальный аксиологический подход / И.Н. Литвинчук // Психолого-педагогический поиск. – 2022. – № 2 (62). – С. 76-82.
- Шулаков А.В. Воспитание ценностей физической культуры у студентов экономического вуза в процессе проведения занятий / А.В. Шулаков // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 4. – С. 34-39.