Влияние малых форм оздоровительной физической культуры на работоспособность студентов

ˑ: 

Д.С. Евтропкова
Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Цель исследования – разработать и оценить влияние комплекса упражнений на снижение утомляемости и повышение уровня работоспособности студентов, выполняемого в рамках физкультурной паузы.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе Петрозаводского государственного университета среди студентов 2-го курса института иностранных языков в количестве 95 человек с февраля по май 2024 г. В ходе эксперимента разработаны комплексы упражнений физкультурной паузы с элементами фитнес-йоги и упражнений гимнастики для глаз, которые выполнялись студентами ежедневно на второй и третьей паре в течение пятиминутного перерыва между занятиями в рамках учебной пары. Комплексы упражнений проводились как в учебной аудитории, так и в коридорах университета под руководством старосты академической группы. Также студентам рекомендовалось использование этих комплексов и во внеучебное время.
Результаты исследования и выводы. Физические упражнения способствуют снижению учебной усталости во время академических занятий, в частности лекционных, на которых двигательная активность обучающихся ограничена. В подобранных комплексах должны гармонично сочетаться гимнастические, силовые и растягивающие упражнения, а также упражнения на релаксацию и гимнастика для глаз. Основным принципом при составлении комплексов должно быть положение о том, что системы организма, не принимающие активного участия в рабочем процессе, должны получить дополнительную нагрузку, а с утомленных органов напряжение должно быть снято. Введение физкультпаузы в режим учебного процесса на регулярной основе помогает повысить концентрацию на учебном материале для его успешного освоения.

Ключевые слова: физкультурная пауза, студенты, физическое здоровье, повышение работоспособности, снижение утомляемости.

Использованная литература

  1. Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: учебн. / В.И. Ильинич. – Москва: Гардарики, 2005. – 366 с
  2. Козлова Е.Д. Фазы утомления и их роль в спортивной деятельности / Е.Д. Козлова, О.М. Холодов, А.В. Переславцев // Материалы VIII Всероссийской очной науч.-практ. конф. (с международным участием). Воронеж, 2019. – С. 196-199.
  3. Курланд З. Йога. Самостоятельная практика для новичков и профи / З. Курланд. пер. с англ. Е.А. Аржанова. – Москва: Эксмо-Пресс, 2017. – 240 с.
  4. Максименко Л.В. Динамика изменения индекса утомления студентов в течение учебного дня / Л.В. Максименко, А.В. Таджиева // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11 (ч. 2). – С. 203-207.