Особенности физического и эмоционального развития детей 3-6 лет, занимающихся ранним плаванием
ˑ:
Доцент А.Г. Поливаев1
И.А. Поливаева1
1Тюменский государственный университет, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, Ишим
Цель исследования – обоснование различий в физическом и эмоциональном развитии детей 3-6 лет, занимающихся плаванием в разные периоды жизни.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 45 детей в возрасте 3-6 лет и их родители. Испытуемые были поделены на две группы – занимающиеся плаванием менее полугода и занимающиеся плаванием более одного года.
Результаты исследования и выводы. Результаты тестирования детей свидетельствуют о незначительном влиянии занятий ранним плаванием детей 3-4 лет при организации занятий не более одного-двух раз в неделю по 30 мин на показатели их физического развития и заболеваемости. Эти данные подтверждают факт, что такой режим занятий не должен способствовать значимому приросту показателей, а лишь поддерживать показатели в должном состоянии. В возрасте 5-6 лет у детей отмечаются значимые различия в показателях окружности грудной клетки (ОГК) и количества заболеваемости в год между группами испытуемых, занимающихся плаванием менее одного года и более года (при p≤0,05).
Предположение о том, что занятия в воде положительно влияют на развитие ребенка, например, приводят к увеличению размеров грудной клетки ребенка под воздействием давления воды, в которой дышит и выполняет упражнения ребенок, подтвердилось. Также можно сделать вывод, что занятия в водной среде и увеличивающиеся нагрузки кумулятивно приводят к уменьшению заболеваемости детей 5-6 лет.
Ключевые слова: раннее плавание, дети 3-6 лет, физическое развитие, эмоциональное развитие, здоровье, здоровый образ жизни.
Литература
- Бойкова Ю.Б. Грудничковое плавание в детском саду как одно из эффективных условий здоровьесбережения детей раннего возраста / Ю.Б. Бойкова, О.И. Злобина // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: Сборник статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург, 2020. – С. 31-35
- Булах И.М. Плавание: от рождения до школы / И.М. Булах. – Минск: Полымя, 1991. – 106 с.
- Григан С.А. Влияние плавания на развитие и здоровье детей в раннем возрасте / С.А. Григан, Н.Н. Нещерет // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12. – С.154-158.
- Григан С.А. Влияние плавания на физическое развитие детей в раннем возрасте / С.А. Григан, Е.Ю. Шутьева, С.А. Шенгелая // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 5. – С. 160-164.
- Гудкова Ю.С. Влияние грудничкового плавание на раннее развитие детей / Ю.С. Гудкова, А.А. Колпаков // Научный альманах. – 2019. – № 12-2(62). – С. 35-37.
- Жуков Р.С. Методика занятий плаванием с детьми грудного возраста на основе учета возрастных особенностей / Р.С. Жуков и др. // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 11. – С. 334-338.
- Крайнов А.Н. Педагогические особенности обучения навыкам плавания детей грудничкового и раннего возраста / А.Н. Крайнов, О.А. Никитин // Современные технологии в физическом воспитании и спорте: Матер. всерос. науч.-практ. конференции с междунар. участием. – Тула, 2020. – С.42-46.
- Минникаева Н.В. Особенности методики грудничкового плавания детей с церебральным параличом (спастическая диплегия, гемиплегия / Н.В. Минникаева, С.В. Шабашева // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта. – Омск. 2018. – № 1. – С. 126-129.
- Нуриманова Ю.И. Плавание детей в возрасте до года (грудничковое плавание) / Ю.И. Нуриманова // Молодой ученый. – 2018. – № 12 (198). – С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48873/ (дата обращения: 10.06.2024).
- Павлова Т.Н. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: методические рекомендации для тренеров, инструкторов и учителей физической культуры / Т.Н. Павлова. – М. Издательство МАКЦЕНТР, 2012. – 36 с.
- Черемных В.О. Влияние плавания на формирование опорно-двигательного аппарата / В.О. Черемных, О.Ю. Легостаев // Лучшая научная работа – 2019: Сборник статей по материалам всероссийского научно-исследовательского конкурса. – Уфа, 2019. – С. 41-43.
- Poluyanova Ye.D., Lavrentyeva D.A. Vliyaniye zanyatiy rannim plavaniyem na osvoyeniye navykov motornogo ontogeneza v gorizontalnom polozhenii detey v vozraste do 1 goda [The influence of early swimming classes on the acquisition of motor ontogenesis skills in a horizontal position in children under 1 year of age]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2021. No. 11 (201). pp. 346-349.
- Sapozhnikova O.V. Grudnichkovoye plavaniye: rol v formirovanii zdorovya rebenka [Infant swimming: role in shaping the child’s health]. Akademiya meditsiny i sporta. 2021. No. 2 (2). pp. 15-20.
- Cheremnykh V.O., Legostayev O.Yu. Vliyaniye plavaniya na formirovaniye oporno-dvigatelnogo apparata [The influence of swimming on the formation of the musculoskeletal system]. LUCHSHAYA NAUCHNAYA RABOTA 2019 [BEST SCIENTIFIC WORK 2019]. Collection of articles based on the materials of the All-Russian scientific research competition. Ufa, 2019. pp. 41-43.