Динамика психоэмоционального состояния студентов вуза в течение учебного года
ˑ:
Д.А. Блинов1
Доктор педагогических наук, профессор Г.В. Барчукова2
М.А. Пожидаев1
1Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел России, Москва
2Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
Цель исследования – выявить динамику психоэмоционального состояния студентов вуза в течение учебного года.
Методика и организация исследования. В процессе изучения субъективного мнения студентов МГИМО (У) МИД РФ о своем психоэмоциональном состоянии с сентября по июнь 2022-2023 учебного года применялся метод социологического опроса. Для его реализации в первой половине дня проводилось анкетирование 40 студентов 1-го и 2-го курсов 18-19 лет по опроснику «САН» на 2-й, 9-й, 16-й, 23-й, 29-й и 34-й неделях учебного года. Анкетирование позволило выявить показатели самочувствия, активности, настроения студентов в динамике учебного года. Фактические данные, полученные в ходе исследования, обрабатывались общеизвестными методами статистической обработки результатов измерений. Вычислялись следующие основные статистические показатели: среднее арифметическое значение, достоверность различий показателей (по t-критерию Вилкоксона).
Результаты исследования и выводы. Полученные результаты социологического опроса показали, что психоэмоциональное состояние студентов вуза не стабильно и изменяется в течение учебного года. Самым критическим периодом снижения психоэмоционального состояния студентов является сдача экзаменов и зачетов. Во время зимней и летней сессий у студентов выявлен самый низкий индекс психоэмоционального состояния по показателям самочувствия, активности и настроения. На основании анализа литературных источников и полученных данных в ходе исследования разработаны рекомендации по оптимизации психоэмоционального состояния студентов средствами физической культуры и спорта в динамике учебного года.
Ключевые слова: студенты вуза, учебный год, факторы отрицательного стресса, динамика психоэмоционального состояния, двигательная активность.
Литература
- Ерина И.А. Стресс как фактор сниженной работоспособности среди студентов / И.А. Ерина, В.А. Бузни // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-1. – С. 334-338.
- Занина В.В. Роль физической активности в профилактике и снижении стресса у студентов / В.В. Занина, П.М. Гусев // Тенденции развития науки и образования. – 2024. – № 105-10. – С. 74-78
- Ионова Т.И. Качество жизни и здоровьесберегающие факторы образа жизни студентов медицинского вуза / Т.И. Ионова, О.Г. Шевцова // Медицина и организация здравоохранения. – 2016. – Т. 1. – № 1. – С. 21-27.
- Мальчукова Н.Н. Эмоциональный стресс как фактор тревожности студентов-первокурсников аграрного вуза / Н.Н. Мальчукова, М.В. Виноградова // АПК: инновационные технологии. – 2023. – № 3 (62). – С. 102-108.
- Новикова Е.С. Стресс как негативный фактор обучения в высшем учебном заведении / Е.С. Новикова, В.В. Моргунов // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2020. – Т. 1. – С. 573-575.
- Питкин В.А. Физическая культура как способ преодоления стресса у студентов / В.А. Питкин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2023. – Т. 12. – № 3 (44). – С. 75-77.
- Постольник, Ю. А. Изменение эмоционального состояния студентов на основе модернизации процесса физического воспитания в высшем учебном заведении / Ю. А. Постольник, Ю. А. Бубенцова, Ю. Б. Кашенков // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 2-1(71). – С. 26-29.
- Шалавина Ю. В. Занятия физической культурой и спортом в вузе как средство повышения стрессоустойчивости студентов к учебной нагрузке / Ю.В. Шалавина, А.С. Шалавина // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы VIII Международной научно-практической конференции, Казань, 23–24 сентября 2022 года. – Казань: Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, 2022. – С. 509-511.