Организационно-методические аспекты базовой спортивной подготовки в единоборствах

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Зайнетдинов
Московский государственный университет спорта и туризма, Москва

Цель исследования – выявить организационно-методические аспекты базовой спортивной подготовки в единоборствах, определяющие временные затраты на различные компоненты тренировочно-соревновательного процесса.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе спортивных школ г. Москвы по спортивным единоборствам – вольная борьба, бокс, дзюдо, тхэквондо и рукопашный бой в течение 2022/2024 гг. В исследовании приняли участие 168 спортсменов (I-II взрослый разряд) в возрасте 17-22 лет. Все спортсмены, представляющие различные виды спортивных единоборств, были включены в контрольную (КГ) и экспериментальную группы (ЭГ) для проверки эффективности предлагаемых организационно-методические указаний в базовой спортивной подготовки единоборцев. Задача формирующего педагогического эксперимента заключалась во внедрении в дополнительные программы спортивной подготовки по единоборствам организационно-методических указаний, направленных на оптимизацию базовой подготовки спортсменов.
Результаты исследования и выводы. Результаты проведения педагогического эксперимента доказывают положительное влияние базовой спортивной подготовки на формирование навыков ведения соревновательной борьбы у единоборцев 17-22 лет, эффективность которой определяется организационно-методическими указаниями, заключающимися в следующем: базовая подготовка организуется в строгом соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных дополнительных программ спортивной подготовки по видам спорта; программа базовой спортивной подготовки разработана с учетом специфики занятий. В содержание программы включены: теоретическая подготовка, методическая подготовка, практическая подготовка; приемы различных видов спортивных единоборств изучаются и отрабатываются с учетом классификационных признаков вида спорта, а также на оборудованных площадках и инвентарем, характерным для бокса, вольной борьбы, дзюдо, тхэквондо и рукопашного боя; в целях повышения эффективности программы базовой спортивной подготовки рекомендуется концентрированное ее прохождение (в течение всего периода обучения); совершенствование навыков рукопашной схватки в приближенных к условиям соревновательной деятельности.

Ключевые слова: спортивные единоборства, тренировочный процесс, базовая спортивная подготовка, средства и методы подготовки, индивидуа­льный стиль спортсмена.

Литература

  1. Ашкинази С.М. Совершенствование системы специальной физической подготовки спортсменов комплексных (смешанных) единоборств / С.М. Ашкинази, Е.А. Бавыкин // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 6. – С. 94-98.
  2. Еганов А.В. Теория и методика спортивной тренировки дзюдоистов: монография / А.В. Еганов. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2014. – 230 с.
  3. Калмыков Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.04 / Е.В. Калмыков. – М., 1996. - 54 с.
  4. Лосев В.А. Спортивные единоборства: курс лекций: в 3 ч. / В.А. Лосев. – Витебск, 2022. – Ч.3. – 70 с.
  5. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки: учебное пособие. В 4-х кн. Кн. II. Кинезиология и психология / Г.С. Туманян. – М.: Советский спорт, 1998. – 280 с.
  6. Яшков В.В. Актуальные проблемы совершенствования круговой тренировки спортсменов-единоборцев на основе внедрения методики кроссфит / В.В. Яшков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 3. – С. 17-19.