Профориентационная работа с молодыми спортсменами

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент А.Г. Грецов1, 2
1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры
2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Цель исследования – научное обоснование и разработка психолого-педагогической технологии подготовки молодых спортсменов к будущему профессиональному самоопределению.
Методика и организация исследования. На основе анализа литературных и иных информационных источников, а также личного педагогического опыта выявлены основные сложности, которые характерны на этапе окончания карьеры действующего спортсмена, при переходе к другим видам профессиональной деятельности. Создан комплекс разработок, направленных на подготовку молодых спортсменов к принятию решения о своем профессиональном будущем и психологически безопасному прохождению кризиса окончания карьеры действующего спортсмена. Апробация разработок осуществлялась на выборке из 202 студентов 1-2 курсов Института физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена, возраст 17-20 лет (образовательные программы «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»).
Результаты исследования и выводы. Профессиональное самоопределение молодых спортсменов затрудняется такими факторами, как: недостаточная мотивация к решению данного вопроса и слабое понимание его актуальности; низкая осведомленность о профессиях, критериях их выбора, рынке труда; недостаточное понимание собственных склонностей и способностей; невозможность уделить профессиональному самоопределению достаточно ресурсов, так как приоритетом является спортивная деятельность.
Осуществлять подготовку молодых спортсменов к дальнейшему самоопределению в профессиональной сфере целесообразно осуществлять не по факту окончания периода активных тренировок и выступлений, а заблаговременно, в возрасте 16-20 лет: тогда же, когда подобные задачи решает большинство их сверстников, не занимающихся спортом. Разработана технология ее осуществления, включающая текстовые и иллюстративные информационно-методические материалы, 6 психодиагностических анкет, программу учебных занятий (24 часа), профориентационный тренинг. Произведена апробация разработок на выборке студентов, получающих физкультурно-спортивное образование.

Ключевые слова: молодые спортсмены, профессиональная ориентация, карьера в спорте.

Литература

  1. Абрамович И.Р. Проявление внутриличностного конфликта у спортсменов, завершающих карьеру / И.Р. Абрамович, А.С. Петухова // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры. – 2013. – № 16. – С. 101-110.
  2. Арабаджи Т.Д. Структурные компоненты готовности спортсмена к профессиональному самоопределению после окончания спортивной карьеры / Т.Д. Арабаджи // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 6. – С. 2.
  3. Афонский В.И.  К вопросу о профессиональном самоопределении спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру / В.И. Афонский, Ю.А. Селезнева, Л.Г. Демченская // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2021. – № 11. – С. 54-59.
  4. Иванов И.Б. Психологическое консультирование как средство помощи спортсменам, завершающим и завершившим спортивную карьеру: автореф. дис. … канд. психол. наук: 13.00.04 / И.Б. Иванов. – М., 2009. – 22 с.
  5. Карякина Т.Н. Психологическое консультирование как средство помощи спортсменам, завершающим спортивную карьеру / Т.Н. Карякина, С.В. Петрова // Поиск (Волгоград). – 2016. – № 1 (3). – С. 30-33.
  6. Никитушкин В.Г. Проблемы социальной адаптации профессиональных спортсменов, завершивших карьеру / В.Г. Никитушкин // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. – 2014. – № 3 (15). – С. 104-110.
  7. Сова Е.Е. Подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта к профессиональной карьере / Е.Е. Сова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 162-167.