Двигательная активность как одна из составляющих здорового образа жизни студентов педагогического вуза

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент Н.А. Кошкина1
Г.А. Попова1

Кандидат биологических наук, доцент Е.Г. Шушканова2
1Вятский государственный университет, Киров
2Кировский государственный медицинский университет, Киров

Цель исследования – оценить двигательную активность студентов и показать взаимосвязь с отдельными компонентами здорового образа жизни.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 150 студентов 1-го курса педагогического направления Вятского государственного университета города Кирова. Для оценки компонентов здорового образа жизни использовали опросник «ПроЗОЖ». Степень активности исследуемых определяли с помощью вопросов методики САН. По стандартным методикам определяли жизненный и силовой индексы. Статистический анализ данных выполнен с применением программы Jamovi (Version 1.6). Взаимосвязь между компонентами ЗОЖ и шкалой активности определяли с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования и выводы. Полученные результаты показывают средний уровень сформированности компонентов ЗОЖ у студентов 1-го курса. Ответственное отношение к своему здоровью отмечено у 50% опрошенных. Образ жизни большинства респондентов (66%) не связан с активной физической деятельностью и усиленной физической нагрузкой. Выявлена недостаточная продолжительность сна у 59% исследуемых, что впоследствии может негативно повлиять на работоспособность и общее состояние здоровья организма студентов. Установлена значимая положительная взаимосвязь между показателями физической активности «ПроЗОЖ» и шкалой активности САН: чем выше показатель физической активности, тем выше показатель общей активности, и наоборот (r=0,161; p=0,049). Таким образом, повышение двигательной активности и организация учебно-воспитательной работы по формированию ЗОЖ является необходимым условием для сохранения здоровья обучающихся.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, двигательная активность, педагогический вуз, студенты.

Литература

  1. Антонова А.А. Здоровый образ жизни и здоровье современных студентов / А.А. Антонова, Г.А. Яманова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 7 (121). Ч. 2. – С. 7-9.
  2. Гаирбеков М.М. Проблемы формирования потребности в здоровом образе жизни у студенческой молодёжи / М.М. Гаирбеков, Ф.У. Базаева // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 5 (78). – С. 209-211.
  3. Журавская Н.С. К вопросу о формировании восприятия здорового образа жизни студенческой молодежи (на примере студентов Владивостокских вузов) / Н.С. Журавская, М.В. Аленицкая, В.А. Янович // Здоровье населения и среда обитания. – 2022. – № 12. – Т. 30. – С. 37-44.
  4. Мальцев В.П. Характеристика компонентов здорового образа жизни студентов первокурсников педагогического вуза в контексте личностных особенностей / В.П. Мальцев, А.А. Говорухина, Н.И. Ложкина-Гамецкая // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10. – № 4 (37). – С. 348-351.
  5. Петраш М.Д. Валидизация опросника «Профиль здорового образа жизни» на российской выборке / М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкая, И.Р. Муртазина // Консультативная психология и психотерапия. – 2018. – № 3. – Т. 26. – С. 164-190.
  6. Чуфарова Л.И. Психологическое отношение студентов педагогического вуза к физической культуре и здоровому образу жизни / Л.И. Чуфарова, Е.А. Теткина // Наука-2020. – 2023. – № 6 (67). – С. 58-65.