Коррекция эмоционального выгорания женщин-преподавателей высшей школы старше 50 лет средствами физической активности

ˑ: 

Доктор психологических наук, доцент О.А. Овсяник1
Доктор педагогических наук, профессор О.Г. Прохорова2
Кандидат педагогических наук И.В. Кислова2
С.Л. Савченко2

1Государственный университет просвещения, Москва
2Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Цель исследования – определить эффективность занятий физической активностью в коррекции эмоционального выгорания женщин-преподавателей высшей школы старше 50 лет.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 30 женщин-преподавателей высшей школы в возрасте 52-63 лет.
Занятия физической активностью проходили три раза в неделю, продолжительностью 45 минут на протяжении четырех месяцев в тренажерном зале (20% физической нагрузки было кардионагрузка, 30% плавание и 50% силовые нагрузки). Занятия проходили с тренером в индивидуальном режиме с учетом состояния здоровья и физической подготовленности женщин.
Результаты исследования и выводы. В ходе эксперимента выявлено, что физическая активность в тренажерном зале значительно улучшила показатель деперсонализации женщин – преподавателей (в два раза), уменьшила уровень эмоционального истощения и изменило редукцию личных достижений. После четырехмесячных занятий в тренажерном зале женщины отмечают улучшение своей физической формы, улучшение уравновешенности и улучшение отношения в семье.
Коррекция эмоционального выгорания будет эффективнее, если использовать комплексный подход, включающий психологическую коррекцию и медицинскую реабилитацию женщин данной возрастной группы.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, женщины старше 50 лет, преподаватели высших учебных заведений.

Литература

  1. Бегидова С.Н. Профилактика профессионального выгорания педагогов средствами физической культуры / С.Н. Бегидова, В.С. Бегидов //  Вестник АГУ. Серия Педагогика и психология. – 2022. – Вып. 2 (298). –  С. 54-62.
  2. Дьячкова Ю.Л. К вопросу о профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания / Ю.Л. Дьячкова // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение. – 2021. – С. 125–127.
  3. Ильина Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека / Н.Л. Ильина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2010. – № 12 (70). – С. 69-74.
  4. Митин Е.А. Исследование стратегий поведения преподавателей в физкультурно-образовательной среде вуза / Е.А. Митин // Ученые записки университета имю П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 10 (44). – С. 59-64.
  5. Полунина Н.В.  Профилактика синдрома эмоционального выгорания у преподавателей гуманитарных высших учебных заведений / Н.В. Полунина, Л.С. Солтамакова // Вестник РГМУ. – 2018. – № 5. – С. 35-41.
  6. Попков С.А. Методологические и социальные проблемы медицины и биологии / С.А. Попков, С.Е. Коннова, М.А. Верткин // СПб. науч. тр.– М., 1995. – Вып. 11. – С. 86-87.
  7. Пугач В.Ф. Ещё раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции / В.Ф. Пугач // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 32. – № 3. – С. 118–133.