Использование метода большого количества мячей в повышении двигательной активности студентов на учебных занятиях по настольному теннису

ˑ: 

Цао Жуй1
Доктор педагогических наук, профессор Г.В. Барчукова1
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования – выявить влияние метода большого количества мячей в занятиях настольным теннисом на двигательную активность студентов.
Методика и организация исследования. Для изучения двигательной активности студентов применялись следующие методы: педагогические наблюдения, хронометраж занятий, методы статистической обработки данных. В исследовании приняли 40 студентов профессионально-технического университета Саньмэнься провинции Хэнань (Китай). Всего было просмотрено и проанализировано 10 учебных занятий настольным теннисом, проводимых в рамках дисциплины «Физическая культура»: пять занятий по общепринятой методике проведения занятий и пять занятий с применением методики «большого количества мячей» (БКМ).
Результаты исследования и выводы. Сравнительный анализ двигательной активности студентов, занимающихся настольным теннисом по традиционной методике «в парах» и с применением метода большого количества мячей, выявил, что по распределению времени между частями занятий (подготовительной, основной и заключительной) достоверных различий в организационной структуре занятий как в контрольной, так и в экспериментальной группах, не выявлено. Однако у студентов экспериментальной группы время двигательной активности достоверно увеличилось (р>0,05) на 15 мин, а время активных перерывов сократилось на 4 мин за счет четкой организации занятия и смены режимов видов деятельности занимающихся. Также существенно сократилось и время пассивного отдыха – хождения за мячом и невынужденных пауз – разговоров между студентами.
Выявлено, что моторная плотность в экспериментальной группе достоверно увеличилась на 12,6%, что свидетельствует о том, что применение метода БКМ позволяет не только улучшить организацию занятий и дозирование нагрузки, но и существенно повысить двигательную активность занимающихся.
Это подтверждает и анализ количества ударов, выполняемых студентами за одно занятие. В контрольной группе студенты достоверно меньше (р>0.01), по сравнению с экспериментальной группой выполняют ударов, т.к. значительную часть времени тратят на неоправданные перерывы и ходьбу по залу за мячами.

Ключевые слова: настольный теннис, студенты вузов Китая, двигательная активность, общая и моторная плотность в занятиях настольным теннисом, метод «Большого количества мячей».

Литература

  1. Барчукова Г.В. Влияние занятий настольным теннисом на физическую подготовленность студентов-юношей / Г.В. Барчукова, Е.Е. Жигун, А.Н. Мизин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. – № 7 (161). – С. 27-32.
  2. Горбатенко Т.Б. Анализ учебных программ по дисциплине «Физическая культура» в вузах Китайской Народной Республики и Российской Федерации / Т.Б. Горбатенко // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 8. – С. 76- 80.
  3. 李晓梅.高校乒乓球课程体系改革探析[J].体育科技时代, 2019(7):248-249 (на китайском языке: Ли Сяомэй. Анализ реформы системы учебных планов по настольному теннису в колледжах и университетах [J]. Век спортивной науки и техники, 2019(7):248-249)
  4. 胡晓娟 , 朱建勇 .上海部分高校开展群众性乒乓球运动的调查 [J]. 南京体育学院学报, 2000(03):24-26 (на китайском языке: Ху Сяоцзюань, Чжу Цзяньюн. Исследование развития массового настольного тенниса в некоторых колледжах и университетах Шанхая [J]. Журнал Нанкинского института физической культуры, 2000(03):24-26)
  5. 袁兆强.多球教学在高校乒乓球公体课中的应用探讨[J].当代体育科技,2016,6(19):78-9 (на китайском языке: Юань Чжаоцян. Обсуждение применения многошарового обучения в колледже настольного тенниса общественного спорта класса [J]. Современная спортивная наука и технология, 2016, 6(19):78-9)
  6. 宋明. 多球对乒乓球专项技术提高的作用 [J].黑河教育,2022(10):71-72. (на китайском языке: Сун Мин. Роль большого количества мячей в совершенствовании специальных навыков настольного тенниса [J]. Хэйхэ Образование, 2022(10):71-72.)