Особенности композиционного построения соревновательных упражнений в технико-эстетических видах спорта

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко1
Магистрант А.А. Коричко1
1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Цель исследования –  выявить особенности композиционного построения соревновательных упражнений в технико-эстетических видах гимнастики на основе анализа видеоматериалов выступлений спортсменок и  опроса тренеров.
Методика и организация исследования. Проведен опрос 75 юных спортсменок, занимающихся спортивной аэробикой и художественной гимнастикой в муниципальных автономных учреждениях дополнительного образования г. Нижневартовска, а также 65 тренеров-преподавателей высшей категории и судей первой и всероссийской категории по технико-эстетическим видам спорта из различных городов России. В дополнение к опросу использованы результаты видеоанализа соревновательных программ на региональных первенствах и чемпионатах России по спортивной аэробике, художественной и эстетической гимнастике.
Результаты исследования и выводы. Композиционная подготовка в технико-эстетических видах спорта – это многоплановый и многоаспектный процесс, интегрирующий все виды работы тренеров-преподавателей и спортсменов.
Показано, что при составлении соревновательного упражнения гимнастов необходимо учитывать индивидуальный выбор музыкального сопровождения, которое должно быть динамичным и оригинальным с точки зрения музыкальной компоновки, изменчивости мелодии и акцентировании на эффективности подачи движений, устанавливая тем самым тему и стиль движений.

Ключевые слова: технико-эстетические виды спорта, соревновательная композиция, спортивная аэробика, художественная гимнастика, судейство соревнований.

Литература

  1. Галеев А.Р. Оценка эффективности применения модульной технологии стимулируемого физического развития спортсменов 6-10 лет, занимающихся танцами / А.Р. Галеев, Э.Р. Абдрахманов // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции, Нижневартовск, 20 октября 2023 г. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2024. – С. 284-288.
  2. Галеев А.Р. Стимулируемое развитие двигательных координаций у детей 10-12 лет, занимающихся спортивными танцами: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.Р. Галеев. – Москва, 2008. – 22 с.
  3. Кабаева A.M. Эстетический компонент соревновательных программ гимнастов /A.M. Кабаева, М.А. Плеханова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 4 (50). – С. 54-5.
  4. Клецов К.Г. Модель соревновательной программы для отборочных и основных стартов в спортивной аэробике / К.Г.  Клецов, Д.В. Чаюн // Вестник Тюменского университета. Гуманитарные исследования. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 280-287.
  5. Меновщикова О.И. Методика обучения девочек 8–10 лет групповым двигательным действиям в эстетической гимнастике на основе учета пространственного и временного компонентов архитектоники соревновательной композиции: дис. … докт. пед. наук: 13.00.04 / О.И. Меновщикова. – Волгоград, 2023. – 215 с.
  6. Плеханова М.А. Многофакторная структура показателей технического совершенства движений и эстетичности их проявлении / М.А. Плеханова, A.M. Кабаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 5 (63). – С. 77-80.
  7. Поздеева Е.А. Модельные характеристики содержания соревновательных упражнений квалифицированных гимнастов в спортивной аэробике / Е.А. Поздеева, Г.Н. Пшеничникова, Ю.В. Коричко // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 10. – С. 33-36.
  8. Терехина Р.Н. Эстетические показатели исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терехина, И.А. Винер, Л.В. Турищева, М.Э. Плеханова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 11. – C. 98-101.
  9. Терехина Р.Н. Современный подход к процессу постановки соревновательных композиций в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.Б. Зеновка // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 8 (114). – С. 180-185.