Формирование артистизма в художественной гимнастике с учетом объективных факторов успешности создания спортсменкой двигательного образа под музыку

ˑ: 

Аспирантка Е.А. Соболева1
Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медведева1
Кандидат педагогических наук Е.С. Сиротина1
1Национальный государственный университет физической культуры спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – научная разработка методики формирования артистизма в художественной гимнастике на основе учета объективных факторов успешности создания спортсменкой двигательного образа под музыку.
Методика и организация исследования. Для достижения цели применялся комплекс научных методов и технологий исследования: анализ специальной литературы и программных документов; педагогические наблюдения за тренировочным процессом (n=90) и соревновательной деятельностью (n=48) в художественной гимнастике; методики определения факторов успешности согласования движений гимнасток с музыкой на основе применения электроэнцефалографии (ЭЭГ), технологии виброизображения, аппаратно-программного комплекса «СИГВЕТ-КОМАНДА»; моделирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Результаты исследования и выводы. На основе применения комплекса современных диагностических методик были конкретизированы факторы, обуславливающие качество восприятия и успешность создания спортсменками двигательного образа под музыку в художественной гимнастике. Это позволило конкретизировать направленность педагогических воздействий в процессе формирования артистизма и разработать методику, обес­печивающую повышение исполнительского мастерства спортсменок в перспективе.

Ключевые слова: художественная гимнастика, музыка, исполнительское мастерство, артистизм, выразительность движений.

Литература

  1. Медведева Е.Н. Анализ артистического компонента мастерства спортсменок в современных композициях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева, Е.С. Сиротина, Е.А. Соболева // I Российско-Белорусский молодежный конгресс по физической культуре и спорту «ВМЕСТЕ»: сборник материалов конгресса, Псков, 19–20 октября 2023 года. – Псков: Псковский государственный университет, 2023. – С. 78-83.
  2. Медведева Е.Н. Психофизиологические особенности высококвалифицированных спортсменок художественной гимнастики при восприятии музыки / Е.Н. Медведева, Н.В. Луткова, Е.А. Соболева и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2024. – № 3 (229). – С. 155-159.
  3. Медведева Е.Н. Пути совершенствования артистического компонента мастерства спортсменок в современных композициях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, Е.А. Соболева, Е.С. Сиротина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 4 (218). – С. 249-252.
  4. Рева В.П. Принципы воспитания культуры музыкального восприятия / В.П. Рева // Музыкальное искусство и образование. – 2016. – № 3 (15). С. 21-31.
  5. Putkinen V., Nazari-Farsani S., Kerttu Seppala, Tomi Karjalainen, Lihua Sun, Henry K Karlsson, Matthew Hudson, Timo T Heikkila, Jussi Hirvonen, Lauri Nummenmaa Decoding Music-Evoked Emotions in the Auditory and Motor Cortex. Vol. 31. Issue 5. May, 2021. pp. 2549-2560.