Критерии, показатели и уровни развития прогностических способностей будущих тренеров с учетом использования средств компьютерных онтологий

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор М.Г. Коляда1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.И. Бугаева1
Аспирант Е.Ю. Шатохин1
1Донецкий государственный университет, Донецк, Российская Федерация

Цель исследования – разработка критериальных компонентов и показателей сформированности прогностических способностей будущих спортивных тренеров с учетом использования средств компьютерных онтологий.
Методика и организация исследования. В работе применен теоретический анализ научных трудов по обобщению направлений и путей создания критериальных характеристик в выявлении уровня развития способностей будущих тренеров прогнозировать, предугадывать и предсказывать не только результаты тренировочной деятельности, но и ее результативность, выражающуюся через успехи в спортивно-соревновательной деятельности их воспитанников.
Результаты исследования и выводы. Выбор главных критериев в оценке развития прогностических способностей будущих спортивных тренеров основан на принципе отбора компонентов их прогнозных знаний и умений (ориентации), который был согласован с общими трудовыми функциями спортивного тренера. Опираясь на результаты моделирования технологии развития прогностических способностей таких специалистов на основе средств компьютерных онтологий, были выделены следующие компоненты критериев развития прогностических способностей тренеров в спорте: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный.
Предложенные показатели развития прогностических способностей будущих тренеров в спорте в соответствии с разработанными для них критериями, позволяют эффективно проводить анализ изменений в этом процессе и объективно предсказывать результаты освоения образовательной программы по их профессиональной подготовке.

Ключевые слова: критерии и показатели, уровни развития, прогностические способности, спортивный тренер, компьютерные онтологии.

Используемая литература

  1. Иванова Г.П. Критерии в воспитании / Г.П. Иванова // Социальные отношения: научный журнал. – 2011. – № 1(2) 2011. – С. 6–13.
  2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: БГУ, 1996. – 176 с.
  3. Макарова О.Ю. Критерии и показатели оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза / О.Ю. Макарова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-2. – С. 348–351, URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30949 (дата обращения 05.03.2024).
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 713 с.