Педагогические условия развития личностной зрелости будущих педагогов физической культуры
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент Э.Л. Воищева1
Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Захарова1
Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Карпачева1
1Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец
Цель исследования – разработка и обоснование эффективности педагогических условий, способствующих развитию личностной зрелости будущего педагога физической культуры.
Методика и организация исследования. В исследовании применен комплексный подход к диагностике личностной зрелости будущих педагогов, который позволил получить значимые показатели качеств личности обучающихся: способности к саморефлексии, умении выстраивать смысловую карту своей профессиональной деятельности. База исследования – ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» (Липецкая область). Для процесса проектирования опытно-экспериментальной работы были определены две основные группы педагогических условий развития личностной зрелости будущего педагога физической культуры: субъективные и объективные.
Результаты исследования и выводы. Проблема развития личностной зрелости будущего педагога физической культуры имеет высокую степень актуальности, поскольку способствует дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Полученные эмпирические данные оставляют потенциал для расширения способов интенсификации процесса развития личностной зрелости, в частности, создание условий для педагогического менторства, коучинга или тьюторства, реализующих сдвиг в сторону индивидуальных траекторий обучения позволит добиться большего процентного показателя личностной зрелости выпускников – будущих педагогов.
Ключевые слова: педагог физической культуры и спорта, профессионально-личностное развитие, личностная зрелость, профессионализм.
Литература
- Асмолов А.Г. Трансформация идентичности в виртуальном мире / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С. 3-15.
- Бордовская Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема / Н.В. Бордовская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 145. – С. 28-43.
- Воищева Э.Л. Педагогическое сопровождение процесса саморазвития будущих учителей физической культуры в условиях цифровизации высшего образования / Э.Л. Воищева, И.Б. Ларина, Н.А. Нехороших // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 9. – С. 26-28.
- Востокова С.Н. Формирование готовности учителя в региональной системе постдипломного образования к инновационной деятельности: автореферат дис. … канд. пед. наук / С.Н. Востокова. – Елец, 2014. – 24 с.
- Воюшина Е.А. Подходы к определению критериев зрелости личности / Е.А. Воюшина // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV междунар. науч. конф. Краснодар, 2017. – С. 11-14.
- Завьялова И.Ю. Эго-интеграция как личностная зрелость: автореферат дис. … канд. псих. наук / И.Ю. Завьялова. – Челябинск, 2017. – 23 с.
- Маркова С.В. Концептуальные положения технологии развития личностной зрелости педагога / С.В. Маркова // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – № 10 (30). – С. 45-47.
- Мезенцева Н.В. Показатели оценки личностной зрелости учителей общеобразовательных школ: Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia-OfflineLetters): электронный научный журнал. - Сентябрь 2011, ART 1647. – СПб, 2011 г. – URL: http://www.emissia.org/offline72011/1647.htm
- Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2015. №3. С. 79-85.
- Морозов А.В. Качества подготовки обучающихся в вузе как идикатор развития системы высшего образования // Всемирный день качества – 2023: материалы VI междунар. конф. Саратов, 2023. С. 183-187.
- Shroff M., Fordham A. (2010) «Do you know who I am?» – exploring identity and privacy. Informational Policy. Vol.15. pp. 299-307.
- Soldatova E.L., Shlyapnikova I.A. (2013) Ego-identity in the structure of personality maturity. Procedia - Social and Behavioral Sciences. No. 86. pp. 283-288.