Современные тенденции в теории физической культуры и спорта как предиктор спортивного образования

ˑ: 

Доктор педагогических наук Н.В. Масягина1
Доктор педагогических наук, профессор М.С. Леонтьева1
Доктор педагогических наук, профессор И.В. Мартыненко1
Доктор педагогических наук, профессор В.И. Лях1
1Московский государственный университет спорта и туризма, Москва

Цель исследования – уточнение основных понятий теории физической культуры и спорта с учетом современных реалий.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе МГУСиТ, в ходе которой был изучен информационный контент научной и учебно-методической литературы.
Результаты исследования и выводы. Фундаментальные понятия спортивной науки дополнены результатами современных исследований: уточнены понятия спорт и физическая культура, формы физической культуры, представлена уникальная схема структуры (формы) отрасли физической культуры и спорта, определено место теории спорта в системе наук, выделены современные разновидности спорта, представлено многообразие функций физической культуры, выявлены взаимосвязи структурных элементов отрасли физической культуры и спорта.

Ключевые слова: современные тенденции, теория физической культуры, теория спорта, спортивное образование.

Литература

  1. Губа В.П. Спортивная морфология: учебник для высших учебных заведений / В.П. Губа, В.Н. Чернова; Институт туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма. – Москва: ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2020. – 352 с.
  2. Губа В.П. Сенситивные периоды развития детей. Определение спортивного таланта / В.П. Губа, Л.В. Булыкина, Е.Е. Ачкасов, Э.Н. Безуглов. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью Издательство «Спорт», 2021. – 176 с.
  3. Ермакова Е.Г. Значение физической культуры и спорта в жизни студента / Е.Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 5-1. – С. 43-44.
  4. Замятина М.Р. Проблемы и перспективы развития физической культуры в России / М.Р. Замятина // Инновационные педагогические технологии: Материалы II Международной научной конференции, Казань, 20–23 мая 2015 года. – Казань: Бук, 2015. – С. 108-110.
  5. Михайлова Т.А. Проблемы спорта и физической культуры в российских социологических исследованиях: история и перспективы развития / Т.А. Михайлова, Е.С. Студеникина // Человек. Сообщество. Управление. – 2017. – Т. 18. – № 4. – С. 121-136.
  6. Науменко Ю.В. Социально-культурный феномен «Спорт (спортивная деятельность)» как объект педагогического исследования / Ю.В. Науменко // Наука и спорт: современные тенденции. – 2018. – Т. 18. – № 1(18). – С. 117-125.
  7. Рахматов А.И. Физическая культура как вид общей культуры индивида / А.И. Рахматов // Молодой ученый. – 2018. – № 7(193). – С. 183-185.
  8. Созаньски Х. Теория и технология спортивной подготовки / Х. Созаньски. – Варшава-Белая, Подляска: Академия физического воспитания, 2013. – С. 3-21.
  9. Сысоев А.В. Концептуальный анализ терминов «Физическая культура» и «Спорт» / А.В. Сысоев, С.В. Седоченко, О.Н. Савинкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 9(175). – С. 290-294.
  10. Теория и практика спортивной подготовки: монография / под общей редакцией В.В. Губы, М.С. Леонтьевой. – М.: Спортивная книга, 2024. – 285 с.