Критерии отбора студентов на элективный курс по специализации «Спортивное ориентирование»

ˑ: 

Аспирант Д.М. Загородникова1, 2
Доктор медицинских наук, профессор Л.В. Капилевич1, 2
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
2Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск

Цель исследования – определение критериев первичного отбора студентов на элективный курс по специализации «Спортивное ориентирование».
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие студенты НИ ТГУ в возрасте от 18 до 21 лет, 36 человек женского пола и 25 человек мужского пола, занимающиеся на специализации «Общая физическая подготовка». Проведено тестирование когнитивных способностей, физической подготовленности, а также прохождение дистанции в дисциплине «кросс-выбор».
Результаты исследования и выводы. Выявлены факторы, которые определяют критерии первичного отбора студентов на специализацию спортивного ориентирования в университете. Для мужчин это уровень развития пространственного мышления и оперативной памяти, уровень развития пространственного мышления и кратковременной памяти, взаимосвязь развития кратковременной памяти и распределения и объема внимания и выполнения физической нагрузки в аэробном режиме, выносливость при выполнении специфической работы. У женщин определяющими факторами являлись уровень развития пространственного мышления и кратковременной памяти, выносливость при выполнении специфической работы, уровень развития оперативного мышления. Полученные данные рекомендуем применять при отборе студентов в спортивные секции по спортивному ориентированию.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, когнитивные способности, физическая подготовка, студенческий спорт, спортивный отбор.

Литература

  1. Казанцев С.А. К вопросу о влиянии физических нагрузок на способность к принятию решений в процессе соревнований по спортивному ориентированию // Ученые записки университета Лесгафта. – 2016. – № 8 (138). – С. 69-72.
  2. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике / И.Н. Мантрова. – Иваново: Нейрософт. – 2007. – 216 с.
  3. Методика «Запомни и расставь точки» / А. Я. Психология. azps. – 2023. – URL: https://azps.ru/tests/pozn/tochki.html (дата обращения: 11.09.2023).
  4. Проверка кратковременной памяти по методу «Оперативная память» / Интерактивный портал-книга методик саморазвития и достижения успеха. – 2014-2023. – URL: https://metodorf.ru/tests/kratpamyat_operativ.php (дата обращения: 11.09.2023).
  5. Студенческая лига спортивного ориентирования г. Томска «Твой АЗИМУТ». – Томск. –2023. – URL:https://vk.com/slsotomsk (дата обращения: 01.11.2023).
  6. Студенческая лига / Федерация спортивного ориентирования России. – М. – 2023. – URL: https://rufso.ru/студенческая-лига/(дата обращения: 01.11.2023).
  7. Тест структуры интеллекта (IST) / Тест Амтхауэра. – 2023. – URL: https://amthauer-ist.com/ru/ (дата обращения: 11.09.2023).
  8. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «спортивное ориентирование»: утвержден приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21.11.2022 № 1039 / Министерства спорта Российской Федерации от 20.12.2022.
  9. Якушев Д.С. Определение значимости отдельных компонентов интегральной подготовленности детей 8-9 лет при первичном отборе для занятий спортивным ориентированием // Ученые записки университета Лесгафта. – 2014. – № 7 (113). – С. 197-198.
  10. Черемискина И.И. Методические указания для практических занятий по курсу «Специальный практикум по психологии». Методики диагностики свойств мышления. – Владивосток: Морск. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского. – 2007. – 52 с.