Особенности образовательного процесса подготовки тренеров-преподавателей в вузе физической культуры

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент С.И. Петров1
Доктор педагогических наук, профессор Р.Н. Терехина1
Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медведева1
Доктор педагогических наук, профессор Н.Г. Закревская1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявление особенностей образовательного процесса при подготовке тренеров-преподавателей в условиях интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности в вузах физической культуры.
Методика и организация исследования. На основе обобщения данных мониторинга учебных планов за 35 лет были проанализированы учебные планы, графики учебного процесса и расписания занятий.
Результаты исследования и выводы. Соотношение образовательной и спортивной деятельности в процессе их интеграции должно учитывать специфику подготовки в избранном виде спорта: возрастные характеристики этапов подготовки, динамику формирования спортивного мастерства и достижения его пика, особенности периодизации тренировочного процесса и планирования тренировочной нагрузки. Процесс интеграции предполагает, что разработка и реализация программ, как учебных, так спортивных, учитывает необходимость сопряженного формирования компетенций, соответствующих ФГОС ВО 49.03.04 Спорт и трудовым функциям профессионального стандарта «Тренер-преподаватель».

Ключевые слова: вузы физической культуры, тренерско-преподавательская деятельность, образовательный процесс, обучающиеся, компетенции, спортивная подготовка.

Литература

  1. Эффективность интеграции спортивной подготовки обучающихся в образовательный процесс вуза физической культуры / Н. Г. Закревская, Е. Н. Медведева, С. И. Петров, Р. Н. Терехина // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 5. – С. 6-8. – EDN RLARNF.
  2. Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель»: Приказ Минтруда России от 24.12.2020 № 952н (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2021 № 62203) // Официальный портал «КонсультантПлюс»: [сайт]. – URL:https://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_375230/(дата обращения : 08.05.2024).
  3. Петров С.И. Интегрирование спортивной подготовки в образовательную среду вузов физической культуры / С.И. Петров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 9 (211). – С. 367–374.
  4. Петров, С. И. Структурные показатели образовательной деятельности в вузах физической культуры / С. И. Петров // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 1. – С. 3-4. – EDN VIBWIW.
  5. Петров С.И. Эффективность деятельности центра спортивной подготовки в условиях интеграционного процесса университета Лесгафта / С.И. Петров, А.М. Скржинский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 9 (223). – С. 322–328.